Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Разбуженный камень

Сохранить истинную красоту цветов можно только одним способом — запечатлев их образ в камне.
К такому выводу пришел однажды уральский камнерез Виктор Васильев, чья выставка открылась в Тюменском областном музее изобразительных искусств. Название ее — «Каменный цветок» — в полной мере передает суть экспозиции.
«Своим увлечением я обязан Александру Евгеньевичу Ферсману, — говорит автор. — Еще школьником прочитал почти все его популярные книги о камне. Меня завораживали рассказы об уральских и сибирских самоцветах, истории о геологических экспедициях. С тринадцати лет сам стал ходить в походы и собирать коллекцию минералов.
Было в моей жизни еще одно увлечение — рисование. В нашей семье рисовали все: мама, тетя, брат… А мой дед, Семен Моисеевич Хасанов, был художником, преподавал в пединституте искусство обработки дерева — резьбу и технику маркетри. Еще дед любил писать маслом и хотел, чтобы я, как и он, стал художником. По его совету я даже один год ходил в изостудию, но в итоге выбрал все-таки профессию геолога. Потом четырнадцать лет на Высокогорском руднике…
В один прекрасный момент Виктор Михайлович вспомнил о книге Ферсмана «Очерки по истории камня», где, в частности, описывалась работа известного ювелира Карла Фаберже. Еще раз внимательно перечитал ее. И, не теряя времени, приступил к изучению камнерезного дела. И вот «проба резца»: сначала шкатулки из родонита, а затем из малахита, малахитовый же подчасник с фигуркой гнома. Работа его очень увлекла, а когда он увидел результат, то понял, что создавать такие вот оригинальные вещицы гораздо интереснее, чем искать камни.
«Во время поездки в Ленинград я провел целый день в Эрмитаже, изучая столешницы с флорентийской мозаикой, малахитовые вазы и столы, — вспоминает Васильев. — После посещения знаменитого музея мысль о создании своей мастерской стала все больше крепнуть.
Однажды спустился в шахту, несколько часов просидел в штреке, решая, работать ли мне дальше геологом или организовать камнерезную мастерскую… В декабре 1989 года ушел с рудника, и началась новая жизнь».
Сегодня лицезреть красоту природного камня в исполнении Виктора Васильева могут и тюменцы. Уральский мастер привез лучшие экспонаты своей коллекции. Визитной карточкой, открывающей экспозицию, стали две работы, созданные по сказам Павла Бажова, — «Хозяйка Медной горы» и «Огневушка-поскакушка». По словам Васильева, выполнены они чисто в уральской манере, с одновременным использованием как обработанного, так и необработанного камня.
«Образ Хозяйки Медной горы полностью соответствует тому, как она описана у Бажова, — говорит Виктор Михайлович. — Глаза зеленые, страшные, потому что она иногда превращалась то в ящерицу, то в змею. Я же показал ее истинное, человеческое обличье. Считаю, получилось очень похоже… Что же касается второй героини, то, по сказу, Огневушка была предвестницей золотых россыпей. На роль золотого песка я выбрал магнетит с халькопиритом. А вот подобие пламени сделано из родонита».
Еще одна довольно известная на Урале история, которую мастер запечатлел в камне, — «легенда об Артамонове». В Нижнем Тагиле, откуда Васильев родом, долгое время бытовало мнение, что первый в мире велосипед появился именно там. Как доказательство, в одном из музеев города хранилась модель двухколесного транспорта, управлял которым один из крепостных крестьян промышленников Демидовых некто Артамонов. По легенде он взял без спроса у хозяина с завода металл, сделал велосипед и поехал на коронацию Павла I, где был бит.
И вот однажды решили выяснить, кем на самом деле был Артамонов. И оказалось, что крепостного с такой фамилией у Демидовых вообще никогда не было, а «первый в мире велосипед» оказался сделан уже после появления своих собратьев — во второй половине XIX века. Но факт остался фактом — велосипед есть, и на нем ездили. Васильев не оставил это без внимания, и в 2001 году на свет появилась композиция, изображающая уральского мужика, путешествующего на английском «пеннифартинге».
Отдельным направлением в творчестве камнереза стала цветочная тема — пожалуй, самая яркая и необычная во всей коллекции. Самую первую композицию Васильев сделал еще в 1997-м, вдохновившись работами Фаберже. Свое творение он назвал «Фиалки».
«Орхидея Фаленопсис» открыла новую страницу в творчестве Васильева, придумавшего технологию изготовления хрустальной вазы с выборкой, имитирующей налитую в прозрачный сосуд воду. Еще один тропический цветок — «Орхидея Панеофедиум», «родная сестра» которой выставлена в музее ИЗО, была подарена президенту России Владимиру Путину.
Есть в коллекции Васильева и зимние композиции, например, «Первый снег» и «Снегопад». Что касается последнего, то, по признанию автора, воссоздать подобное в камне было практически невозможно… до тех пор, пока он не увидел эту картину на улице. Лежащая на земле рябиновая ветка с ярко-оранжевыми ягодами, засыпанная крупными хлопьями снега, мгновенно сняла все вопросы относительно трудности воплощения замысла…
И все же самым интересным своим творением Васильев считает «Чернику» — каменный аналог лесной ягоды, изготовленный за три дня до открытия тюменской выставки.
Уральский умелец не собирается останавливаться на достигнутом, твердо следуя девизу «Дорогу осилит идущий».
***
фото: Виктор Васильев; «Огневушка-поскакушка»; «Хозяйка Медной горы»; каменная роза в каменной вазе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта