Дружить театрами
Рассказывают, что в 60-х годах на весь город Сургут было только одно фортепиано.
Позже культурный слой города формировался, в основном, из выступлений команд КВН, что, согласитесь, немного бедновато. А семь лет назад здесь открылся музыкально-драматический театр, вызвав своим появлением легкое недоумение жителей близлежащих городов: Сургут — и вдруг театр? Заслуженный работник культуры России Тамара Лычкатая — бессменный директор театра и идейный вдохновитель сценического искусства в городе нефтяников — обаятельная и энергичная женщина. Наверное, таким и должен быть руководитель.
— Тамара Никифоровш, ваш театр, как и полажено, рождался в муках?
— Да, у него очень непростая судьба, «полосатая» — то белая полоска, то черная. Все начинало складываться просто шикарно: городские власти в 2000-м году захотели, чтобы в Сургуте был свой театр. Инициатором был заместитель главы администрации Яков Черняк. Причем театр не простой, а музыкально-драматический: с мастер-классами балетмейстеров, с возможностью вывозить наших актеров на фестивали, чтобы они могли что-то посмотреть, чему-то научиться… Готовили актеров ведущие педагоги ГИТИСа, с ними был заключен договор. Из городского бюджета выделили средства, чтобы оплачивать работу преподавателей. То есть, складывалось все прекрасно.
Я в то время была директором культурно-досугового центра «Камертон», и меня убедили, что помещение центра будет отдано театру. К сожалению, этого не случилось. И в течение пяти следующих лет актерам и режиссерам пришлось кочевать из одного дома культуры в другой. Это было трудное время. Станционной площадки нет, службы театра разбросаны по разным местам… В итоге постоянную площадку мы получили только к открытию шестого сезона — два года назад нам выделили Дворец культуры «Магистраль». Правда, он находится в неудобном месте, на окраине города, рядом с железнодорожным вокзалом, но мы все равно рады.
— Слышала, что в Сургуте все оке собираются построить театр?
— Да, деньги на его строительство выделены, но пока нет ни проекта, ни каких-то реальных сроков. Но я думаю, что в течение трех-четырех лет здание появится.
— В активе вашего театра 33 спектакля, объединенных концепцией «Версия молодых». Чем она отличается, например, от концепции «взрослых» или «старых»?
— Дерзостью. Смелостью подходов. Я вообще люблю молодежь за энергию и смелость, можно сказать даже, что потакаю молодым.
Мы ставим и бессмертную классику, используем и современную драматургию. Комедийные, музыкальные, поэтические, детские спектакли. Но поскольку наши актеры и режиссеры молоды, то даже классику способны поставить на свой молодой, дерзкий лад.
Во многом это заслуга нашего главного режиссера — Владимира Матийченко, выпускника ГИТИСа. Очень образованный молодой человек, креативный.
— Давайте «пройдемся» по спектаклям, которые вы привезли. По какому принципу отбирались постановки?
— Мы хотели привезти больше спектаклей, но не смогли. Потому что сцена тюменского драмтеатра не дает нам возможности показать некоторые постановки. Это чисто технический вопрос.
Когда мы последний раз приезжали на фестиваль «Золотой конек» с комедией «Сирано де Бержерак», то выступали на сцене филармонии. Потом целый год за аренду расплачивались… Так что покажем только шесть спектаклей.
Это очень актуальная для сургутской молодежи постановка «Между адом и раем», которая поднимает вечные темы жизненного выбора между добром и злом.
Комедия «Ловкая служанка» по пьесе итальянского драматурга Карло Гольдони, поставленная выпускником Санкт-Петербургской академии театрального искусства Денисом Шибаевым.
Проникновенный и очень простой спектакль «Скамейка», поставленный нашим главным режиссером. Эта постановка очень популярна в Сургуте, потому что опять же затрагивает вечную тему взаимоотношений мужчин и женщин. «Молодые люди», — тоже спектакль Володи Матийченко. На первый взгляд, современная такая история, но в финале приходит понимание, что и она вечна.
Начинающий режиссер Юля Уткина сделала спектакль по мотивам произведений Пушкина «Иди, куда влечет тебя свободный ум».
— А ваша постановка «Среди миров в мерцании светил»?
— Я тоже поставила несколько спектаклей, ведь по образованию я — режиссер. Знаете, театр никогда не должен простаивать, актерский состав всегда должен работать. Поэтому, эта постановка родилась, когда денег в театре на новый спектакль не было. Ни декорации мы не могли себе позволить, ни костюмы. И мне на ум пришла мысль собрать произведения поэтов Серебряного века. Получился очень симпатичный спектакль: пластичный, с исполнением романсов…
А вообще, наш приезд — это не просто первые гастроли. Мы выступаем в рамках фестиваля «Югра театральная». В этом году, к примеру, состоятся обменные гастроли Тюмени и Сургута, а в следующем году приедет к вам театр из Нижневартовска… Потом из Нягани. И так в течение нескольких лет. По-моему, хорошая идея — познакомимся друг с другом, будем дружить театрами!
***
фото: Тамара Лычкатая.