Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Путь в гору

«Очень хочется, чтобы на тюменскую сцену пришел оптимизм. Почему-то в последнее время в репертуаре театра появилась какая-то сумрачность». Цитирую интервью председателя обкома по культуре Евгения Негинского журналу «Сибирское богатство».
Сначала я удивилась: где эта сумрачность, в комедиях, наштампованных за дватри сезона?
Однако потом сообразила, что если не знать спектаклей и судить о них только по афише, то тогда, действительно, картина получится не жизнерадостная: «Он, она, окно, покойник», «Деревья умирают стоя», «Яблочный вор», «Клочки по закоулочкам», «Последняя жертва». Сняли с репертуара «Пока она умирала» и «Убийство Гонзаго», иначе бы вообще – полный мрак.
Не призываю сменить названия. Афиша – это тоже история театра. Она отражает вкусовые пристрастия. Когда-то зрителей интриговал заголовок «Коварство и любовь», теперь требуется что-то более острое, пряное, соленое. Или напротив, сладкое.
Горького не хотят. Тем не менее, скоро появится Горький. Режиссер Александр Цодиков репетирует «Вассу Железнову», первый вариант пьесы. Премьера назначена на 16 ноября.
Александр Цодиков был главным режиссером тюменского драмтеатра в 1985-1991 годах. «Я искренне любил этот театр, прилагал максимальные усилия, чтобы сделать его лучше, – сказал Александр Михайлович. – Мне кажется, тогда театр наработал энергию, которая не давала ему сдуться, набрал обороты, которые должны были его двигать».
Это не субъективные ощущения бывшего руководителя. Так и было: театр наращивал мощь, привлекал и сплачивал самых ярких, активных деятелей тюменской культуры, к театру вернулись старые поклонники, а вместе с ними пришли новые зрители, не искушенные, но любопытные.
Недавно я нашла записи двадцатилетней давности: интервью с Александром Цодиковым для газеты «Тюменский комсомолец». Перечла перед нынешней встречей. «Нет творческой конкуренции, а есть соревновательность в новых названиях. Фона культурного в Тюмени не создано. Это не значит, что нет любителей театра. Просто их число не очень значительно для такого большого города», – говорит главный режиссер тюменского драмтеатра в 1987 году. Можно повторить и сегодня.
Далее: «Это ошибка, что театр, как и всякое искусство, принадлежит народу. Нет! Театр всегда был элитарным. Мы не просветители, не воспитатели. Нам видится задача – ориентировать зрителя в сегодняшнем художественном мире. И архиважный вопрос – вопрос литературы, литературного фундамента. Театр должен быть авторским. Это значит – театр высокого автора, который поднимает вечные, а не злободневные вопросы. Декларируют эту направленность многие театры, но посмотрите на их афиши…»
Ну, на афиши мы уже посмотрели, а что скажет нынешний Александр Михайлович?
«Театр – искусство камерное. На стадионе нельзя сыграть даже «Короля Лира». Если 800 человек сидит в зале, то из них 700 зря пришли! Мы вынуждены ставить белибердень, и я, признаюсь, поставил Рэя Куни, но не белибердень должна быть существом театра.
Театр – серьезный собеседник. Лучшие драмы не на гэгах построены, не на юморе ниже колена. Актеры должны напитываться драматургией, которая расширяет рамки их возможностей, расширяет взгляд, насыщает идеями, мыслями. Если этого не будет, театр станет местом развлечения.
Конечно, хорошо, когда зал полный. Но из этого не следует, что можно работать на потребу, а мы, к сожалению, скатываемся к работе на потребу».
Я не цитировала Александру Михайловичу давнее интервью, не наводила на любимую мысль. Только спрашивала. Например: зачем сохранять театр?
«Театр облагораживает чувства, привносит мысли, формирует эстетические запросы, пусть незначительно, но иначе будет скотный двор. Мы превратимся в свиней. Чем свиньи отличаются от других животных? Они солнца не видят. Так построен хребет, что они видят только перед собой или в землю уткнулись. Вот и мы – смотрим в землю или перед собой».
Новая постановка будет называться «Семья». Семья Вассы Железновой – саморазрушительная конструкция. Люди сожрали друг друга. Потому что между ними не было любви, нежности, заботы. Они лишены благородства.
«Дети Вассы выросли эгоистами, не способными решать свои проблемы. Достаток родителей они воспринимают не как плоды труда, а как возможность отломить кусок и устроить жизнь в удовольствие. Васса выступает в защиту того, что она создала своим трудом, и в результате уничтожает детей».
Александр Михайлович размышлял о будущем спектакле в русле размышлений о театре. Говорил о деградации, утрате человечности горьковскими персонажами, но вместе с тем – о деградации зрителя.
И получалось, хотя он не сказал об этом прямо, что театру тоже не хватает нежности и благородства. Комбинат комедий работает на самодовольного потребителя.
«Самодостаточность – не лучшее качество. Мне бы хотелось, чтобы зритель понял, что он безумно несовершенен. Человек становится лучше, когда он себя упрекает».
Странно, сейчас в моде другой способ совершенствования: «полюби себя».
«А разве это не любовь, когда человек говорит себе: дорогой мой, ты невежественный, ты много не знаешь?»
Актеры тоже несовершенны. Правильная идейная установка – еще не залог того, что спектакль сыграют без фальши.
«Если артистам будет интересно, если они смогут воплотить то, о чем мы с ними договариваемся на репетициях, если будет правда художественного выражения, а не имитация боли и радости… Перед каждым есть искушение легкого пути. Надо ловить себя на желании схватиться за первое попавшееся, надо бить по рукам. Взбираться на гору тяжело; ломать себя, критично относиться к себе – это трудно, это пытка».
Что-то мне подсказывает: любители бодрых зрелищ не пойдут на спектакль «Семья». Остальным напомню слова Станислава Ежи Леца: «Однажды я погрузился в оптимизм. Меня едва откачали». Живите!
***
фото: прошлый сезон театр открыл спектаклем «Семеро святых из деревни Брюхо». И вот новая работа, чье название символично начинается теми же самыми буквами – «Семья».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта