Как неправильно учат добру
«Дочь вернулась из школы с игрушкой. Помнишь, говорит, мы в третьем классе игрушки собирали для детдома? У нас теперь этими игрушками весь кабинет завален. Говорят, детдом отказался их брать…»
Такое письмо написала в редакцию одна из тюменских мам, по имени Евгения.
«Дочь сказала так спокойно, — продолжает она, — а я ужаснулась. Конечно, дети насобирали всякой ерунды — какой ребенок в третьем классе оторвет от сердца любимую вещь? Но зачем тогда организовывать эти сборы пожертвований?»
На первый взгляд, никакой проблемы здесь нет: подумаешь, ребенок пожертвовал свою игрушку, а она оказалась не нужна. Тем более что девочка не расстроилась вовсе, а, наоборот, осталась довольна, вернув игрушку себе.
Однако специалисты по работе с детьми, к которым мы обратились за ответом на вопрос Евгении, объяснили, что произошедший случай действительно нельзя оставлять без внимания.
Людмила Лобащук, директор детского дома «Содружество»:
— Виновного в этой ситуации найти легко, это взрослые, — уверена Людмила Григорьевна. — Поймите, организация пожертвований — очень нужный воспитательный ход. Необходимо с детства научить человека помогать другому: «У тебя родители есть, а у ребят из детского дома их нет, им некому покупать игрушки. Подари им свою».
Не могу ручаться за все детские дома, но мы в «Содружестве» ни в коем случае не брезгуем подарками, даже бывшими в употреблении. У нас есть комната, где хранятся пакеты с игрушками и вещами, которые часто приносят в детский дом простые горожане. Конечно, мы их сортируем, совсем старенькие вещи, если такие есть, выбрасываем. Остальные стираем, гладим, подгоняем по фигурам детей. Но берем все и всегда, и всем, кто нам что-то подарил, говорим «спасибо».
Случай, произошедший с дочерью Евгении, — это недоработка педагогов школы и детского дома. Я думаю, что детдом должен был взять игрушки, даже если они не нужны. Ну, выбросили бы потом. А уж если руководитель детдома оказался таким невежливым, тогда школьные учителя должны были избавиться от игрушек. Но ни в коем случае нельзя было говорить школьникам, что их подарки не пригодились! Ребенок может не осознавать, что его помощь отвергли, но на подсознательном уровне это запомнится. А потом мы удивляемся, когда взрослые люди проходят мимо беды другого человека!
Любовь Гнусарева, заместитель начальника городского управления по образованию:
— Прежде чем собирать игрушки с детей, учителям следовало бы провести анализ ситуации, узнать, нужны или нет детскому дому подарки, — считает Любовь Александровна. — А уже после объявить в классе о предстоящей акции.
Но раз заранее об этом не подумали, то нужно было придумать, как выйти из столь неловкой ситуации. Можно было, например, провести концерт для воспитанников детдома, в конце которого школьники подарили бы игрушки своим сверстникам. И тогда руководство детского дома уже точно от пожертвований не отказалось бы.
Или еще один вариант: школьники могли обменяться игрушками между собой. В классе, например, придумали бы игру и сделали друг другу подарки.
Я считаю, что учительница должна была сказать детям, что их игрушки не приняли. Получается, она, во-первых, их обманула, а во-вторых, себя поставила в неловкое положение: дети могли подумать, что учительница собирала игрушки для каких-то других целей, сугубо личных.
Наталья Бердзенишвили, специалист отдела по детским пособиям центра социального обслуживания «Калинушка»:
— Не может быть, чтобы детский дом не принял подарки, — удивляется Наталья. — Школьников, конечно, очень жаль. По крайней мере, когда я проходила практику в одном из детдомов, таких инцидентов не встречалось. Мы всегда принимали любые подарки.
Нахожу этому случаю только одно объяснение: видимо, руководство детдома решило не принимать уже использованные игрушки, когда есть новые, добротные.
А учителя школы, думаю, поступили неверно. Отказали им в одном детском доме, стоило обратиться с подарками в другой. Ведь в Тюмени есть и приюты, есть нуждающиеся. К нам в центр приходят горожане, которые действительно нуждаются во многом.