Тюменцы, оказывается, любуются факелами и плетут туески
— У меня есть друг в Тюмени… где-то в Нягани, — такие суждения иногородних россиян — не редкость.
Дабы изменить представление людей о том, что наш город хоть и значится областной столицей, но географически центром отнюдь не является, начинаешь рассказывать: до ближайшей нефтяной скважины, газового факела и просто до северных городов области от Тюмени — семь верст киселя хлебать, суток двое ехать поездом или самолетом лететь. Многие горожане сроду нефть в глаза не видывали, по тайге не хаживали, северных оленей видели только в зоопарке во время отпуска.
Выложив все доказательства, успокаиваешься. Вроде разъяснил. И тут кто-нибудь другой из разношерстной отпускной компании выдает: «А вы из Тюмени? У вас там в Нефтеюганске…»
Вопреки нашим местным понятиям об исторических ценностях и уникальностях нашего города в различных информационных источниках все равно пишут нелепицы. Читаешь и мгновенно понимаешь: «Этот автор никогда не ступал по улицам нашего города».
Так, например, в одном толстенном журнале для авиапассажиров я начиталась такого!..
Впрочем, по порядку. После дружественного приветствия на борту лайнера журнал рассказывает о различных городах, куда самолеты этой компании летают. Причем характеристика известного города дается в трех ипостасях: что взять туда, что сделать там, что привезти оттуда. Оригинальное и короткое знакомство с городом — анекдот, притянутый за уши. Хотя в некоторых случаях подбор произведения народного творчества весьма уместен. Да и то, что привезти и взять, — совпадает с общепринятыми нормами.
Согласна, некоторые советы вполне логичны. Возвращаясь из Киева, нужно привезти торт и рецепт настоящего борща, из Афин — напиток «Метакса» и миниатюрную античную статую, из Амстердама — луковицу тюльпана и головку сыра, из Калининграда — янтарь, из Казани нужно прихватить тюбетейку, из Екатеринбурга — медную ящерицу и т. д. В Нижнем Новогороде — побывать в Кремле, в Брюсселе — непременно посмотреть на «писающего мальчика», в Берлине — посетить рейхстаг.
И все же вернёмся к родному городу. Что нового мы узнаем о нем в данном каталоге? Оказывается, по мнению автора, буквально за пределами областного центра начинается «зеленое море тайги», путешествовать по которому небезопасно без системы спутниковой навигации. Автор советует оснаститься также, набором «Юный химик», дабы поддерживать оживленную беседу с любым тюменцем. Ведь жизнь в этом городе «неразрывно связана с нефтью и газом». А про саблю, которую стоит захватить в Тюмень, дабы почувствовать себя соратником Ермака, даже не хочется цитировать.
Далее автор отправляет нас пройтись по тракту, понаблюдать за газовыми факелами, которые «в ночи представляют феерическое зрелище» (Добавлю от себя, что нужно метнуться километров на 300 к северу, чтобы встретить эту тюменскую достопримечательность). Хотя автор и оправдывается, что «где-нибудь в Подмосковье сто километров — расстояние, а в Сибири и пятьсот километров — «где-то рядом».
Самое интересное, по закону жанра, таится в конце описания нашего удивительного города, где, по мнению автора, изготавливают удивительные чашки, шкатулки, туески из бересты. Причем делается это руками «томских мастеров»… Видимо, страницу в энциклопедическом справочнике автор перепутал.
Некогда говаривали, что по тюменским улицам хаживают бурые медведи, но это было давно. Наверняка слухи о том, что Тюмень стала красивым, современным городом слишком медленно растекаются по городам и весям. Жаль, что не доходят они до бойко пишущих людей из дорогих глянцевых журналов.