В поисках духовного наследия
В течение 40 лет экспедиция Тюменского областного музея изобразительных искусств неизменно отправлялась на поиски духовного наследия Сибири. Вот уже несколько недель, как обновленная экспозиция «Свет мира духовного» принимает у себя тюменцев и гостей города.
«Нашей главной задачей было показать разные иконописные школы и центры Сибири, — говорит куратор выставки Ирина Мануйлова. — И я могу с уверенностью сказать, что у нас здесь представлены все три направления, которые когда-либо существовали в иконописи: каноническое письмо, народное и позднее академическое. Ну и, конечно же, сюжеты. Все четыре цикла, которые имеются в иконописи — христологический, богородичный, праздничный, а также иконы, посвященные святым. Нам удалось собрать все недостающие звенья этой довольно-таки интересной цепи и представить наиболее полную картину духовной жизни сибиряков».
Собирали коллекцию долго. По признанию Ирины Александровны, первые экспедиции снаряжались еще в 1960-х годах, а уникальные экспонаты выискивали буквально вслепую, опираясь лишь на отрывочные упоминания о деятельности иконописных школ в исторических документах. Какие-то работы были поисковикам подарены, какие-то, напротив, приходилось покупать. В скором времени удалось установить, где же в действительности находились сибирские иконописные центры.
Первым таким центром стал Тобольск. По словам Мануйловой, как только в Тобольске появилась Тобольская епархия в 1621 году, тогда и начали организовываться первые иконописные мастерские при архиерейском доме. Вплоть до начала XX века продолжали работать мастерские Караваева, а в Ишиме действовали мастерские Батишева.
Была еще и Хлопотовская мастерская, где иконы писали в подражание светской живописи. Сибирские мастера копировали академистов — учеников императорской академии художеств, одним из которых был, например, известный живописец Виктор Васнецов. Как раз эти традиции и были приняты хлопотовскими иконописцами за основу.
Не менее интересной была деятельность и художников из села Рафайлово, что в Исетском районе. До конца XVII века там существовал Троицкий мужской монастырь, при котором были созданы мастерские. Монастырь разрушили, но иконы писать не перестали. Причем делали это рафайловцы в своеобразной для себя манере — в горизонтальном положении.
«Необычная горизонтальная форма — это вообще то, что отличает Рафайлово от всех других иконописных центров, — утверждает Ирина Мануйлова. — Больше у нас по области не встречалось таких мест, где были подобные иконы. Во многом это объясняется тем, что в этом селе было очень много старообрядцев, и рукотворным иконам они часто предпочитали литье. А поскольку литье, это чаще всего четырехстворчатые большие горизонтальные складни, то вот как раз такую форму они иконам и диктовали».
Есть в коллекции музея и круглые иконы, выполненные в стиле барокко. Привезены они из экспедиции в Тобольский район. По словам куратора выставки, есть предположение, что они, возможно, когда-то писались для Софийского кафедрального собора, в интерьерах которого прослеживается нечто похожее. Хотя, возможно, это и не так. Иконы могли быть привезены в Сибирь из других городов, когда этот край только-только начал заселяться.
Вообще, влияние уже сформировавшихся иконописных центров, например, в Москве и Киеве, оказало сильнейшее влияние на развитие сибирской духовности и в частности иконописи. И при этом породило такое уникальное явление, характерное только для Сибири, когда иконописные центры, несмотря на то, что располагались недалеко друг от друга, были совершенно непохожи.
Как говорит Ирина Мануйлова, заметить это можно и сегодня, достаточно просто посетить те места, где экспедиция уже успела побывать. Во многих из них до сих пор встречаются потомки тех первых переселенцев, которые сохранили свои традиции и культуру.