«Свободный человек Кучум падишах»
Окончание. Начало в NN 159, 160-161.
Что было после
Кучум со своими немногочисленными отрядами ушел вверх по Иртышу и кочевал в долине Ишима, но Маметкул остался вблизи Искера, зорко следя за казаками. Однажды его отряд напал на казаков, ловивших рыбу в озере Ябалак, и перебил их. Ермак с отрядом кинулся в погоню, но не догнал.
Однажды к Ермаку пришел татарин и сообщил местонахождение Маметкула. Посланный отряд взял его живым и доставил в Искер. Так Кучум лишился своего главного полководца и верного защитника. (Историк Хади Атласи с горечью замечает по этому поводу: «Известная поговорка «татарин всегда готов продать татарина», как видно, существует с давних пор»). Вскоре Маметкула отправили в Москву, где и жил он на правах «сибирского царевича».
Почему поселение Сибирского ханства не встало на защиту изгнанного казаками правителя и не оказало организованного сопротивления? На этот счет есть разные мнения, но, по-моему, причина заключается в том, что ханство было молодым государством, сравнительно недавно собранным из прежде самостоятельных улусов. Внутригосударственные связи практически отсутствовали, и татары не чувствовали себя гражданами единого государства, чувства патриотизма у них еще не было. Людям, по большому счету, было все равно, кто там сидит в Искере. Для них в каждом улусе сидел свой зависимый от Кучума маленький хан, и он был им «роднее».
Конечно, казаки своей жестокостью в значительной мере припугнули татар, но ведь и татары были не менее жестокими: при походах на Пермь они это показывали вполне. Тогда время было жестокое, всегда и все старались противника сначала напугать, а уже потом убить или взять в плен, как придется. Да и храбрецов среди татар было немало: вон как они наседали на отряд Ермака по пути к Искеру… После изменились жизненные обстоятельства…
На Кучума посыпались и другие несчастья: мурза Карачи, самый любимый и могущественный, отошел от Кучума и откочевал на реку Тару, уведя с собой значительное войско. Из Бухары вернулся Саедяк (Сейдяк) из рода местных татарских ханов Тайбугинов, отца которого убил когда-то Кучум, с претензиями на ханский престол.
У Кучума не было достаточно воинов, с которыми он бы мог напасть на Искер и вернуть власть. Два года прошло со времени прихода казаков, и они тоже не тревожили Кучума. Летом 1585 г. Ермак отправился вверх по Иртышу, чтобы живущих пока независимо татар привести к повиновению и обложить ясаком. Часть татарских поселений сдавалась без боя, часть – оказывала сопротивление, но их оружие было бессильно против казацкого. Однако городка под названием Коллар и после пятидневного штурма взять не удалось. Кучума в городке не было, но это был городок его владений.
На обратном пути Ермаку сообщили, что по реке Вагай к Искеру пробирается торговый караван из Бухары, но Кучум его не пропускает. Ермак поднялся вверх по Вагаю, каравана там не нашел, вернулся на Иртыш, заночевал на острове, где воины Кучума перебили казаков, в том числе и Ермака. Случилось это в ночь на 6 августа 1585 г.
Сменивший Ермака атаман Глухов решил, что со 150-ю уцелевшими казаками ему Кучумово войско не одолеть, и увел отряд по Оби и далее через Югорский Камень в Россию. Искер опустел.
Кучум задумал вернуть его себе, послал туда сына Али (Алея) с отрядом, который и занял Искер. Однако Саедяк (Сейдяк) со своими сторонниками изгнал Алея и занял трон отца и деда. Тайбугины вернулись к власти в Сибирском ханстве. Когда через два года Д. Чулков построил Тобольскую крепость, он пригласил к себе Сейдяка в гости, арестовал его и отправил в Москву, где ему оказали царские почести и дали земли во владение.
В 1590 г., собрав войска, Кучум подступил к Тобольску с намерением вернуть свои владения, но на штурм не пошел, ограбил окрестности и убил много татар за покорность русским. Он вновь начал нападать на жителей тех аулов, которые находились в подчинении русских. Терпеть разорения от хана надоело, и в 1591 г. князь Мосальский ходил с отрядом на Кучума, разбил его, взял в плен сына Кучума Абульхаера с женами, но хан ушел живой. Для защиты от Кучума и борьбы с ним в 1593 г. построили выше Тобольска на Иртыше укрепленный городок Тару и посадили там крепкий гарнизон.
Из Тары воеводы не раз водили отряды на Кучума, вели неустанно разведку, но поймать хана, по-прежнему разорявшего аулы и убивавшего русских и татар, принявших российское подданство, не удавалось – он успевал скрыться. Воеводы пытались миром поладить с Кучумом, но он не шел на контакты.
Зная, что русские охотятся за ним, Кучум все же однажды, в 1597 г., послал воеводам Тары письмо (ярлык – говорили тогда). В нем он ставил условия: отдать ему земли по Иртышу, его посла и воз пушнины, захваченный вместе с послом. Приглашал переводчика для переговоров.
Письмо послали в Москву царю Федору Ивановичу, который прислал грамоту Кучуму, где писал, что сил у него много и он мог бы давно окончательно победить хана, но ждет, «когда сам явишься да покаешься, попросишь милости да поклонишься нам»… «я готов забыть все твои прежние грехи и простить тебя. Приезжай в Москву»… Одновременно хану прислал письмо плененный сын Абулхаер, писал, как они хорошо живут в России с Маметкулом, что «русский царь дал им города и земли».
Кучум не ответил на письма… Он был «свободный человек падишах Кучум» и не мог допустить поклонения русскому царю, чьи войска лишили его собственного царства. Гордость не позволила. У каждого человека свой характер. У падишаха Кучума был сильный независимый характер.
4 августа 1598 г. отряд воеводы Воейкова отправили вверх по Иртышу с серьезным намерением найти Кучума и, наконец, взять живым или мертвым. Кучума выследили, и 20 августа в жестоком бою его отряд был разбит, вся семья хана взята в плен, сам он смог бежать со старшим сыном Али в сопровождении нескольких человек. Попытка догнать его не удалась.
Воейков послал к Кучуму мусульманского священника (саида) с просьбой уговорить хана сдаться, но Кучум ответил, что он не пошел к «белому падишаху», когда был здоров, а «какая нужда теперь идти к нему под меч? Я теперь глух и слеп. Всего лишился…» После беседы с сандом Кучум сел на коня и уехал вверх по Оби.
Есть несколько легенд о последних годах жизни и смерти Кучума в исторических книгах: будто бы он жил и умер то ли у башкир, то ли у ногайцев, которые убили его. Среднеазиатский историк Абульгази считал, что Кучум вернулся на свою родину вблизи Бухары, в земли племени мангутов, «там и переселился в лучший из миров» не то в 1598, не то в 1601 году.
***
Эпилог
В годы перестройки в среде в первую очередь казанских татар сформировалась группа людей, которые требуют у России исторического извинения за то, что она руками Ермака и его казаков разгромила первое государство западносибирских татар – Сибирское ханство.
Однако вся история человечества вплоть до середины XX в. – это история завоевания одного государства другим. Сам Кучум к этому факту относился философски-спокойно и в первом письме русскому царю, в его первых строках написал: «Земли завоевывают все народы».
Возьмем до мозга костей «демократическую» Европу, законодательницу всех и высших мод, в том числе юридических. Там постоянно сильнейшее государство поглощало слабых. В книгах по европейской истории полно примеров перекраивания границ. Однако и здесь никто не додумался до «исторических извинений». Немецкий канцлер, правда, просил прощения за горе, которое народам Европы причинил немецкий фашизм. Недавно на каких-то тихоокеанских островах правитель просил прощения за то, что когда-то жители его островов съели английских проповедников. Однако никто не требовал извинения и не извинялся сам за перекройку границ государств. В этом смысле у всех государств, как говорят, «рыльце в пушку». Что было, то было.
И почему казанским татарам стало больно за сибирских, живущих за тысячу километров от Казани и не требующих извинений? Когда Ермак пришел в Сибирь, был ли там хоть один татарин из Казани? Пострадал ли он?
При работе над очерком о «свободном падишахе Кучуме», я использовал недавно переведенную на русский книгу Хади Атласи (Атласова Х.М.) «История Сибири», в которой приводятся среднеазиатские сведения о Кучуме и событиях в его государстве.