Мы еще не в Пизе, но все идет к тому
Говорят, если что-то стоит криво, то рано или поздно оно грохнется. Попробуйте поэкспериментировать с карандашом или ручкой. Дома, конечно, – не карандаши, и уронить так просто их не получится, но и они при определенных условиях могут лечь параллельно земле, особенно если строить их как попало. Один чувак уже построил. Не дом, правда, а башню – в Пизе стоит. Хотя какое там «стоит» – уж шесть с лишним сотен лет как падает. Национальной гордостью стала, а все падает. Но то башня, а когда жилые дома к земле клонит, причем где-нибудь совсем рядом, в Тюмени, например?
Не верите? Добро пожаловать во 2-й Заречный микрорайон. Вот он – символ, правда, не национальной гордости, а национального позора. Стоит себе между двумя вполне нормальными хорошими домами – четвертым на проезде Заречном и восьмым на проезде Солнечном. Хотя слово «стоит» в данном случае ну никак не подходит в данной ситуации. Падает дом. Самым натуральным образом падает.
Только-только отстроенный, со сверкающими пластиковыми окнами, узорчатой металлической оградой, но кривой. Градусов этак на десять кривой. Голова при виде этого чуда архитектурной мысли сама как-то непроизвольно отклоняется от вертикальной оси на те же десять градусов, на которые здание наклонено к земле. Думаете, новое веяние в строительстве? Нестандартный взгляд проектировщика? Пожалуй. Что-то, наверное, есть в таких кривых домах, современное, новое, необычное. Даже трещина, разваливающая две половинки дома в разные стороны, – тоже, видимо, изначальная задумка автора. И то, что с каждым днем этот разрыв увеличивается, – должно внести разнообразие в жизнь тех, кто там живет. Только вот не живет в доме никто. Не успели еще заселиться, да и вряд ли заселятся.
Кто виноват? Проектировщики, строители, условия местности? Мы не знаем. Пробовали, конечно, узнать. И в управу Центрального округа звонили, и в отдел по застройке, даже в управление архитектуры и градостроительства – все отсылали по одному и тому же адресу. Просто советовали позвонить в департамент градостроительной политики («уж там-то наверняка знают»). Получилось – нам обещали помочь. Правда, просили подождать немного, «недельку или месяц», пока сами все не выяснят.
Как бы то ни было, нам ясно одно – судьба у нового дома без номера незавидная. Не научились мы еще у себя выпрямлять «пизанские башни», да если бы и могли, дело это весьма затратное.
Помните, как летом весь мир наблюдал, как завершаются работы по выпрямлению знаменитой падающей башни в Пизе. Проект стал результатом совместной работы 14 инженеров из разных стран. С северной стороны башни было убрано 70 тонн почвы, в результате чего удалось немного нагнуть сооружение в эту сторону. Движение контролировалось при помощи 600 тонн свинцового балласта-противовеса в башне и системы металлических тросов, удерживающих памятник.
Падающая башня вернулась к положению 1838 года. По оценкам специалистов, без предпринятых мер достопримечательность бы окончательно упала между 2030 и 2040 годами.
Новостройка на Заречном проезде рекорд устойчивости итальянской твердыни вряд ли сможет побить – факт, как ни печально это признавать.
***
фото: жизнь под углом.