Оружие массового поражения
За последние пять лет рост цен на табачные изделия меньше индекса инфляции. В то время как цены на хлеб, молоко и мясо перескочили 70, 80 и даже 100%. Для транснациональных компаний и корпораций табачные изделия являются идеальным продуктом. Он дешев для производителей, доступен для потребителей и, самое главное, покупатель сам привязывается к нему. Подсадил человека на никотин – и он твой. По большому, мировому, счету, курить или не курить – не ваш вопрос. Это за вас решают другие. Те, кто получает от реализации табачных изделий миллиардные прибыли.
Сейчас на планете курит один миллиард человек (может, табачный дым – причина глобального потепления?). Причем потребление сигарет в мире растет катастрофическими темпами. В 2002 году – больше трех триллионов штук. При этом, вопреки всем экономическим законам, предложение на табачные изделия в последние годы превышает спрос, по данным Всемирной организации здравоохранения, – на 70 млрд. штук. К чему бы такая щедрость?..
Эти данные привел в докладе зав. кафедрой всероссийского НИИ пульмонологии Николай Антопов на Школе по лечению табачной зависимости, организованной на прошлой неделе областным медицинским информационно-аналитическим центром.
Первенство в табачном вопросе по многим пунктам держит Россия. Мы первые по импорту табака, являясь при этом единственной страной, которая табак только ввозит. У нас самые дешевые (и самые токсичные из-за плохого качества) сигареты, «доступные» даже детям и подросткам. Пачка сигарет у нас бывает дешевле буханки хлеба (особенно сейчас). В среднем в России она стоит 15 рублей, в Греции – 100, в Италии, Австрии – 150, в Великобритании – 250 и выше. При этом по поступлению акцизов в государственную казну мы тоже бьем рекорды, они у нас в 10 раз меньше, чем, например, в Италии и в 20 раз – Германии. А если сравнить территории этих стран и население, пропорции получатся еще выше.
По оценке ВОЗ, табак сейчас квалифицируется как глобальная угроза, как самая распространенная хроническая болезнь. Плодящиеся в мозгу курильщика никотиновые рецепторы очень быстро начинают диктовать своему хозяину, когда и сколько потреблять, вызывая банальную наркотическую зависимость. Табак – единственный ядовитый «продукт», продающийся свободно в продуктовых (!) магазинах. В официальной продаже нет других продуктов, убивающих людей постоянно и в таком количестве (от табакокурения ежегодно погибает больше народу, чем в автомобильных катастрофах). Браво табачным магнатам, которые уговорили-таки общественность и государство считать яд – продуктом. Потребляйте, дорогие граждане, потребляйте!
По последним данным, в России насчитывается 40 млн. активных и более 60 млн. пассивных курильщиков. Кто из них наносит больший вред своему здоровью – большой вопрос. Врачами Японии, например, подсчитано, что один час жизни в комнате с курящим человеком – все равно, что 20 лет жизни в доме из асбеста.
По пассивному курению Россия уступает пальму первенства – Чили, Кубе, Аргентине и Индонезии. Но радоваться нечему. Пассивное курение у нас мало кто вообще считает за проблему, в то время как в Америке, например, оно – проблема номер один. С ним успешно борются, запрещая курение и в государственных учреждениях, и в общественных местах. У нас же внесенный в Государственную Думу запрет на курение в общественных местах, берущий начало от инициативы тюменского депутата Вадима Бондаря, так и не прижился. На самом верху смолят по-черному.
Что показали результаты исследования, проведенного институтом пульмонологии в Госдуме? По словам Николая Антопова, у 73% депутатов высшего органа власти выявлены начальные признаки болезни, называемой хроническая обструктивная болезнь легких. По прогнозам медиков, всего через 20 лет эта болезнь, очень плохо диагностируемая на начальных этапах, станет главной причиной смертности в мире.
Самое страшное, резко пошла вверх кривая детского курения. Если раньше первое приобщение к сигарете у мальчиков происходило в 1415 лет, то теперь средний порог снизился до 10 лет. Все чаще в московский институт пульмонологии, рассказывает Николай Антопов, приходят мамы с просьбой помочь бросить курить не мужу, а ребенку. А ближе к 17 годам больше половины выпускников школ курит регулярно, причем девочки догоняют мальчиков. Медицинская статистика бесстрастно констатирует, что 70% всех курильщиков начинают курить именно в подростковом возрасте и продолжают еще 20-25 лет. Убежденность: «могу хоть завтра», «я скоро брошу», как правило, не оправдывается. Юные курильщики на много лет вперед просто приобретают себе хроническую и первое время вяло текущую болезнь.
Очень изощренно транснациональные корпорации привлекают к своему «неядовитому» продукту и прекрасную половину человечества. В России сигареты «только для женщин» выпускают под брэндом «легкие». В Европе легкая отрава для легких запрещена. Но специально для россиянок табачные компании решили «прибедниться». И, по словам Галины Сахаровой, национальный координатор «антитабачного проекта», объяснили свой отказ от отказа этого удачного брэнда «большими затратами» на переоформление. И их, бедных, пожалели. Оставили и логотип «легкие» (к ним, кстати, быстрее развивается привыкание) и для надписей на пачках, говорящих о вреде «продукта», оставили всего 4% площади вместо 50%, принятых в Европе.
Табачные компании наступают. Они уже предлагают, кроме привычных, курительных форм потребления табака, еще как минимум семь других…
Назовем все своими именами. В состав табачного дыма входят, по данным, приведенным Галиной Сахаровой, 40 из 4000 наиболее опасных и известных науке канцерогенов. Бензол и фенол используются в производстве пестицидов, являются растворителем лаков и добавкой к моторным маслам. Формальдегид, толуол, анилин, нитрат аммония – применяются в производстве взрывчатых веществ. Кадмий входит в состав стержней ядерных реакторов.
Оксиды азота являются окислителями в ракетном топливе. Самый «безвредный» из них – никотин: он вызывает легкую эйфорию, быстро разрушается (период его полураспада составляет 90-120 минут) и выводится из организма (за ночь «уходит» до 75%).
Эффективно бороться с такой массированной атакой на организм, по мнению доктора медицинских наук Николая Антопова, необходимо не только на врачебном, но и на государственном уровне. И главное «государственное» средство – запретительное. Там, где государство применяет запретительно-карательные меры, потребление табака снижается минимум в 2 раза (пример тому – Япония, Сингапур, Бангладеш). У нас же до сих пор идут бесполезные дебаты на всех уровнях на тему: «Курить иль не курить?» И что с этим делать, и кто в том виноват, в России до сих пор нет ответа. А пока мы ищем свой, особый путь, транснациональные табачные корпорации решают за нас.
P.S. 14 лет назад, когда создавался «Тюменский курьер», приказом N 2 было запрещено курить в помещениях редакции.
***
фото: молодежь – за курение?