Чудеса таинственного Пскова
Какие ассоциации рождаются у вас в голове, когда слышите слово «матрица»? Наверное, образ воинственной троицы из одноименного голливудского блокбастера Но есть и другая «матрица» – наша, российская, центр которой находится в Пскове. Почему именно здесь? Спросите об этом у художника Эдуарда Шарипова, чьи картины и графические работы, представленные в Тюменском областном музее изобразительных искусств, уже успели навести немало «шороху» не только в России, но и по всему миру. Выставка работ Шарипова открылась в среду и уже породила немало споров в среде тюменских художников. Кто-то посчитал эти творения слегка вычурными, непрофессиональными и недостойными экспонироваться. Кто-то, напротив, признал гениальность мастера и углядел в многообразии представленных работ серьезный, иногда титанический труд и глубинный смысл.
Но в одном они были единодушны – Эдуард Шарипов привнес в изобразительное искусство нечто новое, необычное, «не от мира сего». И во многом это связано с его философией, нестандартным взглядом мастера на, казалось бы, простые вещи. При этом многие из работ художника – знаковые.
К слову, в изображении знаков и проявился творческий дар Шарипова. Впервые он столкнулся с необычными символами в Изборске – большом селе, лежащем в 30 километрах западнее Пскова, знаменитом своей древней крепостью. Там, у подножия разрушенной христианской святыни, рядом с которой стоит знаменитый Труворов крест на массивных каменных плитах, он увидел знаки, выбитые на поверхности камней – «лестница», «три квадрата» и «треугольник с крестом».
– В Изборске существует легенда, что эти знаки якобы показывают, где спрятан клад, – рассказывает художник. – То есть само городище в периметре представляет собой треугольник. И значит, в точке пересечения креста клад и находится. По этой логике «лестница» обозначает то, куда нужно спускаться. А «квадрат – в квадрате – в квадрате» указывает на глубину.
Никакого клада Шарипов, конечно, не нашел, но тайная мистика знаков глубоко засела в его душе, задав новый вектор творческой деятельности. На долгие годы объектом исследований мастера стал его родной город.
– Псков – будущее России, – говорит Шапипов. – В чем прелесть Пскова, почему я его везде пропагандирую? Потому что он дает очень мощный заряд, энергетический посыл. Это своего рода «матрица», находясь в которой, человек открывает для себя новый мир.
Достаточно посмотреть на псковские иконы XIV века. Если мысленно или при помощи ладони перекрыть какую-то часть иконы, она все равно живет. Каждая ее часть самодостаточна…
… И вот выставка Шарипова открыта.
– Великолепная живопись! – отметил председатель Тюменского отделения Союза художников России Александр Новик. – Человек не любит подробностей, он любит состояние. И, на первый взгляд, вроде бы ничего не написано, но в каждой работе прослеживается свое особое состояние, особенно в пейзажах.
Увидеть работы Эдуарда Шарипова можно будет вплоть до 23 декабря этого года. Для всех желающих в пространстве выставки будут проходить встречи с художником, а 2,9и16 декабря Шарипов прочтет курс лекций на темы «Живописное мышление псковичей», «Живая плоскость» и «Философия угла в композиции».
***
фото: Эдуард Шарипов.