Как приучить автобусы ходить по расписанию?
Около пятисот городских автобусов с нового года оснащены современной системой диспетчерского управления. Принцип работы системы прост: на 50 остановочных пунктах, выбранных за точки отсчета, размещены маломощные радиопередатчики, выполняющие функции радиомаяков. Каждый передатчик с периодичностью в несколько минут передает радиосигнал, который указывает его местоположение. Автобус, двигаясь по маршруту, попадает в зону действия радиомаяка, принимает сигнал и передает его на центральную диспетчерскую станцию. Фактически принцип тот же, что и обычный принцип радиослежения за передвижениями объекта в пространстве. Послал закодированный сигнал – получил закодированный ответ, система-дешифровщик ее «распаковала» и передала в центр управления.
Вся информация, полученная с автобусных маяков, преобразуется с помощью программных средств. Ее считывает диспетчер-оператор и получает сведения о времени прохождения автобуса по заданным точкам, о количестве выполненных машиной рейсов, о нарушениях в графике движения. Все данные обрабатываются «здесь и сейчас», в режиме реального времени. Кроме того, новая АСДУ – автоматизированная система диспетчерского управления – позволяет водителю самому выходить на связь, в случае экстренной необходимости вести переговоры по речевому каналу.
Оборудование муниципальных автобусов такой системой началось еще в прошлом году. К декабрю на 224 автобуса, принадлежащие ПАТП1 и ПАТП-2, было установлено радиооборудование. Согласно приведенным «Тюменьгортрансом» расчетам, использование системы позволило проконтролировать за год более 740 тысяч рейсов по 74 муниципальным маршрутам. По вине водителей оказались не выполненными 1218 рейсов. Наверно, именно те рейсы, которых ждали-ждали, но так и не дождались пассажиры. Правда и водителям эти нарушения дорого обошлись: помимо различных бумажных административных взысканий к ним применили самых жесткий и доходчивый «кнут» – лишили оплаты за весь день сорванного рейса.
Опробовав эффективность действия системы на «муниципальщиках», перешли на «частников». К середине января радиооборудование установили и на 260 частных автобусов. Правда, здесь внедрение системы идет сложнее. Привыкшие к воле «частники» не очень-то стремятся оказаться под контролем.
А водителям муниципальных автобусов система, в общем-то, нравится. «Она порядок навела, – говорит водитель автобуса маршрута N 121 Сергей Соболев. – Да и хлопот с ней меньше. Ничего записывать на остановках не надо. Диспетчер сам все видит – что, как и почему. Если в пробку машина попала – корректирует график движения, если сломалась – вызывает техпомощь. Но контролируют жестко: чуть сбился со времени – сразу выходят на связь, причину спрашивают, так что «налево» никак не свернешь. Это «частники», говорят, рации выводят из строя, чтоб «не видно» было, где они. У них система оплаты другая – им терять нечего».
Видимо, поэтому в «Тюменьгортрансе» говорят, что «проводится корректировка программного комплекса для получения объективной информации» о работе частных автобусов. Но бесспорно, что внедрение новой системы улучшает качество обслуживания. Особенно это чувствуется в вечернее время.
***
фото: Сергей Соболев.