Русский язык убить нельзя
В Тюменском нефтегазовом университете стартовала Неделя института гуманитарных наук. Открылась она Всероссийской междисциплинарной научно-теоретической конференцией «Гуманитарные стратегии развития региона», в которой приняли участие молодые ученые-аспиранты, докторанты, соискатели, студенты из Москвы, Екатеринбурга, Омска, Томска, Новосибирска и, конечно, Тюмени. Всего более двухсот человек.
– Главный принцип отбора докладов, – пояснила Вера Гаврилюк, директор ИГН, – проблемный характер, собственный исследовательский материал и связь с тематикой конференции. Интересно, что если среди ученых, как молодых, так и уже имеющих имена в научном мире, представлены «чистые гуманитарии», то на студенческом уровне в конференции принимают участие учащиеся не только гуманитарного, но и технических институтов нефтегаза.
Организаторы ставят перед собой две главные цели: во-первых, дать возможность молодым ученым апробировать свои наработки; и, во-вторых, выявить наиболее перспективных, интересных студентов, с которыми кафедры гуманитарных наук могли бы работать дальше.
– Во второй раз в конференции принимают участие две Ольги – Стахова и Чернядьева, – говорит Вадим Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры философии. – В прошлом году на такой же конференции они заняли первое место. Мне кажется, что эти девочки выскажут какие-то интересные соображения в теме «Менталитет русского народа». Думаю, что они в перспективе могут быть приглашены работать на кафедру.
Кстати, обе названные студентки учатся в технических институтах ТГНГУ. Философские проблемы математики, физики и биологии в последнее время привлекают все большее внимание исследователей, причем интересуются ими сами физики, математики и биологи, считая, что философское осмысление придает новый импульс развитию естественных наук.
– Чем сложнее жизнь в России, тем талантливее у нее дети, – убеждена Ирина Булгакова, преподаватель кафедры философии. – Но чем глубже они проникают в свои естественно-научные дисциплины, тем больше у них возникает потребность в их философском осмыслении. Философия помогает им в профессиональном становлении. Есть такой стереотип в интеллектуальной, интеллигентской среде: чтобы прослыть умным человеком, нужно ругать философию. Но молодежь все-таки считает, что эта наука должна присутствовать в образовании. Изучение философских проблем математики, физики, квантовой механики они рассматривают как насущную необходимость.
Если философы говорят о своих проблемах, то представители «языковых» кафедр – о своих. Неожиданные, хотя вполне заслуженные аплодисменты сорвала Татьяна Казакова, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой русского языка. Ее доклад назывался «Тенденции развития русского языка на современном этапе» и был посвящен проблемам устной и письменной речи.
– Все понимают, что говорить мы стали намного хуже, – поделилась своими соображениями Татьяна Емельяновна. – И, самое главное, студенты приходят не очень грамотные. Такое впечатление, как будто человек 10 лет в школе не учился – не может выразить мысль, говорит исключительно на жаргоне. Посмотрите, что творится в Тюмени! Пока идешь от одного рекламного плаката до другого, найдешь кучу ошибок. А как говорят дикторы телевидения!
Особая проблема для сегодняшней молодежи – так называемый «албанский язык», который используют посетители различных компьютерных сайтов, чатов и блогов. По мнению Татьяны Казаковой, с одной стороны, это своеобразный способ выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность. Человек не может открыто признаться в том, что он безграмотный, и пишет на таком языке, пытаясь показать, что он личность, которую нельзя ограничивать нормами. С другой стороны, это попытка прикрыть свою неграмотность еще большей неграмотностью, бравировать ею. Неграмотность как недостаток при этом переводится в ранг достоинства. На самом деле жаргон нужен лишь тому, у кого нет другого способа показать свою самодостаточность.
Сегодня у учеников одиннадцатых классов объем русского языка составляет один час в неделю, а государственный стандарт в техническом вузе предполагает лишь тридцать четыре часа в семестр. Неудивительно, что нормой в техническом вузе считается обладание студентом средне-литературным типом речи, который допускает ошибки.
– Пока в школе будут натаскивать на ЕГЭ, никакого результата не будет, – считает Татьяна Казакова. – Я готовлю группу туркменов-иностранцев к ЕГЭ. «Натаскала» их за год, но многие из них так и не научились говорить порусски. «Натаскать» – не значит привить понимание сути языка.
А тем временем по стране идет массовое сокращение филологических факультетов.
Впрочем, Татьяна Емельяновна не теряет надежды на лучшее. «И заштампованность речи мы пережили, – говорит она, – и канцеляризмы, и заимствованную лексику. Если будет хорошая литература, то мы выкарабкаемся. Будет литература – такая, какой она была в 19-м веке, и все встанет на свои места. А она будет! Про такое спорное время в развитии общества есть что сказать современным писателям. Художник должен быть немного голодным. Тогда он становится Достоевским. Такой язык убить нельзя».
Вот так интересно, спорно и проблемно началась Неделя института гуманитарных наук. Помимо конференции, она включает в себя огромное количество мероприятий: круглые столы, конкурсы работ студентов и аспирантов, дни спорта, когда преподаватели и студенты соревнуются друг с другом, День лицея, вечер поэзии. И заканчивается 26 апреля Днем открытых дверей для будущих абитуриентов.