Широкие меры для узких мест
Кардинальные методы борьбы с недобросовестными подрядчиками предложили депутаты нового созыва. Никого не могло оставить равнодушным обсуждение темы исполнения муниципального заказа за прошлый год, даже несмотря на то, что народные избранники толькотолько приступили к своей работе. Но, по их признаниям, месяц общения с жителями города во время предвыборной агитации не прошел даром и дал много пищи для размышлений. Больше всего вопросов накопилось у каждого в сфере жилищно-коммунального хозяйства и, в частности, по выполнению ремонта жилых домов согласно муниципальному заказу.
Начальная сумма всех проведенных конкурсов по бюджетным ассигнованиям в прошлом году составила почти 11 миллионов рублей. Было объявлено 384 конкурса (правда, 91 из них не состоялся) и 87 аукционов по продаже муниципального имущества. Чаще всего проводились конкурсы на проведение строительно-монтажных работ (74%), содержание улично-дорожной сети и разработку проектносметной документации. Итоговая сумма всех зарегистрированных контрактов, по словам Алексея Кузнецова, начальника городского управления муниципальных закупок, перевалила за 20 миллионов рублей, то есть стала в два раза больше первоначальной.
А только за три месяца этого года сумма проведенных торгов приблизилась к семи миллионам рублей. Возможно, это связано с тем, что процедура упростилась, и 90% всех товаров и услуг будет теперь идти через аукцион, который, конечно, ускоряет сроки проведения конкурсов, но всех проблем не решает.
Эти «узкие места» системы заключения муниципальных контрактов быстро подметили депутаты, вошедшие в состав постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам.
У Олега Чемезова сразу возник вопрос: «Что является гарантией исполнения муниципальных контрактов? Почему из трех возможных выбрана именно форма страхования поданных заявок?» Депутат считает, что страховая гарантия – это самый легкий, но далеко не самый надежный путь, который, к тому же, чреват возможностью сговора между потенциальным заказчиком и страховой компанией. Страхование контрактов, не входящих в группу высокой степени риска, составляет всего 0,5% от необходимой суммы, что, по сути, копейки. Нечистым на руку подрядчикам выгоднее заплатить страховку в размере тысяч пятисот, а потом получить аванс в несколько миллионов и убраться восвояси. Во всем мире, говорит Чемезов, на подобные работы подрядчиками берутся кредиты, которые составляют определенный процент от суммы госзаказа. Такая денежная гарантия не дает возможности выигрывать тендер предприятию, у которого за душой, кроме шариковой ручки, ничего нет. Предприятия, не имеющие достаточного капитала, не рискуют ввязываться в эту игру только для того, чтобы сорвать денежный куш и скрыться. На них давит взятый кредит, который надо отдавать. Пусть уж лучше конкурс совсем не состоится, считает депутат, чем состоится в таком опасном для бюджета варианте.
«Контракты надо защищать», – продолжил заместитель председателя комиссии по бюджету Владимир Шевчик. «Узким местом» на самом начальном этапе, безусловно, являются гарантии, нормы его обеспечения. В прошлом году, например, по мнению депутата, около трети всех муниципальных контрактов не были в полной мере обеспечены гарантиями. Что, в общем-то, и привело к такому количеству проблем с недобросовестными подрядчиками. Заказчикам надо либо предоставлять банковскую гарантию, либо платить им только по факту выполнения работ, считает депутат. Он уверен, что в Тюмени найдется немало предприятий, способных осваивать большие объекты «под ключ» и только потом получать все причитающиеся им деньги. Если заказ будет выгодный, крепко стоящая на ногах фирма с приличным уставным капиталом не побоится взять вначале все затраты на себя.
Правда, ряд принципиальных возражений на предлагаемую систему «страхования рисков» возникли у департамента финансов. Светлана Черепанова, заместитель директора департамента, не уверена, что и при этой системе все пойдет так гладко. «Мы можем сузить круг заказчиков, – сказала она, – и навлечь на себя еще большее количество проблем. Ведь многие формируемые муниципальные заказы трудоемки и не так выгодны для крупных фирм, а выполнять их все равно надо». С такой ситуацией уже столкнулись в прошлом, когда на подобные конкурсы долго никто не заявлялся, процедуру приходилось повторять, а в результате сроки проведения работ были сорваны. Поэтому в адрес подрядных организаций было выставлено как никогда много претензий. Большая их часть – на сумму более миллиона рублей – выдвинута департаментом городского хозяйства. А на две подрядные организации, «Саф» и «Гефест», материалы направлены в правоохранительные органы.
Шевчик и Чемезов внесли ряд предложений, меняющих подход к системе заключения муниципальных контрактов. Во-первых, они считают, что надо пересмотреть параметры обеспечения этих договоров, а во-вторых, повысить требования, предъявляемые к качеству технических заданий. И при необходимости, когда есть угроза потери бюджетных денег, когда выигравший тендер больше, чем на 10% занижает смету работ, проводить независимую экспертизу. Кроме того, как считают депутаты, в техническом задании должен быть указан перечень всех работ, количество, качество и даже цвет применяемых материалов. Чтобы больше не повторялись ситуации, когда строители красят в детских садиках стены в унылый цвет, когда кафель положен криво-косо, а установленные в школе компьютеры непригодны к работе.
Ведь очень часто, подытожил Владимир Шевчик, качество исполнения работ по муниципальному заказу – это не просто вопрос денег, это вопрос жизни и смерти.