X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Небоскребы и в России

Продолжение. Начало в NN за 21-22 марта с.г.
Лужков сомневается
Москва – столица России, и потому законодательница мод и в высотном строительстве. Посмотрим, что у них там делается с небоскребами.
В 1999 г. правительство Москвы приняло программу «Новое кольцо Москвы», где намечалось к 2015 г. построить 200 (!) небоскребов, однако скоро выяснилась нереальность этой программы, и официально утверждено строительство 60 небоскребов. Однако оно идет плохо: за 8 лет построено всего два великана – «Эдельвейс» на Давыдковской улице и «Monte Falkone» в Семеновском переулке. Начато строительство еще двух зданий, десять – в стадии проектирования. На строительство крайне неохотно идут инвесторы, несмотря на объявленные приманки.
Уже в начале 2008 г. на заседании столичного правительства Юрий Лужков раскритиковал план высотного строительства и отправил на двухмесячную доработку. Мэр Москвы стал сомневаться в необходимости самой программы строительства небоскребов. Ему очень не понравилось, что выбранные места строительства близки к историческим архитектурным ансамблям и негативно будут воздействовать на них. Лужков обратил внимание строителей, что высотки – объект повышенной террористической угрозы, что недостаточно проведено геологических исследований: город стоит на разломах земной коры, есть опасность землетрясений. Кроме того, оказалось, что, по словам Лужкова, «нормативной базы под строительство высотных зданий нет ни в Москве, ни в России». Одни проектируют по устаревшим российским строительным нормам, другие – по не действующим в России зарубежным, а потом годами занимаются согласованием проекта с различными ведомствами.
Такова ситуация в Москве.
P.S. 29 февраля этого года в 6.30 утра по российскому радио в рубрике «Пресса по диагонали» сообщили: некий московский доктор психиатрии (фамилию не расслышал) сказал, что если Москва реализует свои планы и построит 60 небоскребов, то надо будет построить 6 «психушек» – больниц для душевнобольных, поскольку «высотки» не способствуют душевному здоровью горожан.
Санкт-Петербург и небоскреб «Газпрома»
В журнале «КоммерсантъВласть» (N 5 за 2007 г.) подробно рассказывается о борьбе питерцев против строительства газпромовского делового центра – небоскреба высотой 396 м рядом с историческим центром города. Люди, болеющие за исторический облик города, выходили на митинги с плакатами: «Каждому идиоту – свой небоскреб!», «Каждому придурку – по башне!» Критики утверждают: «Строительство небоскребов сегодня – не признак экономического процветания, а напротив, экономической отсталости. Их строят в азиатских странах, они являются символом экономики быстрого развития, основанной на природных ресурсах, дешевой рабочей силе и финансовых спекуляциях… В России такая экономика – не реальность… Дело тут не в художественных ценностях…» Эксперты ЮНЕСКО считают, что в случае реализации проекта Петербург следует вычеркнуть из списка исторических городов. Однако губернатор города В. Матвиенко – за строительство небоскреба «Газпрома».
Екатеринбург и небоскребы
В Екатеринбурге осенью 2007 г. прошла Международная научнопрактическая конференция «Современные конструктивные решения строительства многоэтажных и высотных зданий». Там было сообщено: «В Екатеринбурге уже идет строительство 50-этажной башни «Антей», закладываются две 30-этажные башни «Исеть» и «Демидов», начинается строительство двух 40-этажных башен «Стражи Урала», начато проектирование 60-этажной башни «Екатеринбург-Сити». Такая тенденция будет сохраняться и на ближайшее время».
В «Деловом губернаторском журнале» за ноябрь 2007 г. опубликована статья, посвященная этой конференции, – «Этажи, устремленные в небо», где написано: «Высотные здания (административные, офисно-деловые, торговые центры) сегодня становятся символом успеха, олицетворяют собой экономическую мощь и уровень технологического прогресса. Активное возведение небоскребов значимо в целом для любого государства, претендующего на лидерство в современном мире, и такое направление строительной сферы можно назвать политическим».
Видимо, автор не знаком с высказываниями специалистов Санкт-Петербурга о «небоскребостроении» в мире и потому «нагнетает горячку» в этом вопросе вплоть до государственной политики.
Как-то все просто получается: построил парочку небоскребов и этим сделал заявку на лидера в современном мире! Небоскребы есть на Тайване, в Малайзии, Арабских Эмиратах. Однако кто назовет их лидерами? В чем лидерами? В промышленности? В культуре? В политике?
И еще в статье сказано: «Чикаго в свое время стал родиной небоскребов, стремительно превратившись в крупнейший в США промышленный и торговый центр. В Екатеринбурге, как одном из крупнейших городов России, претендующих на столичный статус, также активно начинается высотное строительство».
Какая-то странная логика у наших соседей: если бизнесмены и руководители работают в малоэтажных офисах, они вроде бы становятся близорукими, и нет у них полета фантазии в делах и мыслях. Стоит занять офис в небоскребе – и сразу появляется дальнозоркость в мыслях и успех в делах. По-моему, это просто приемчик, чтобы убедить людей раскошелиться и удовлетворить непомерные амбиции архитекторов и инженеров, технические знания которых требуют реализации.
Сторонники небоскребов воспитывают у деловых людей своего рода «синдром Машеньки», сидящей высоко в корзине на шее медведя: «Высоко сижу – далеко гляжу, все вижу». Это все то же амбициозное желание «сделать себе имя». Построишь для людей даже сотню домов высотой 9-12 этажей – не впечатляет. Зато как «круто» будет выглядеть один, но в 40-50 этажей! Или выше…
Новости с востока
К востоку от Тюмени в Сибирском федеральном округе (СФО) есть крупные города. Какие у них настроения о высотном строительстве?
В начале февраля газета «Континент Сибирь» поместила большую статью «Парад сибирских генпланов». Оказывается, в 2007 г. в разные месяцы местными властями обсуждены и приняты генеральные планы развития до 2025 г. городов: Омска, Новосибирска, Томска, Барнаула, Кемерово, Иркутска. Все они очень осторожно планируют прирост городского населения. Омск и Новосибирск уже стали «миллионниками» и о дальнейшем росте молчат. Вот-вот догонит их Красноярск, остальные города, видимо, к «миллионникам» не стремятся, так как планируют прирост (к 2015 г.) в 15 тыс. чел. (Барнаул – теперь 658 тыс. чел.), в 40 тыс. чел. (Иркутск – теперь 578 тыс. чел.), 500-тысячный Томск вообще его не планирует, но на всякий отдаленный случай забронировал площадь застройки на 100-200 тыс. чел.
Говорится о «высотном» строительстве поконкретнее, цифры названы только для Томска: «В микрорайоне Заречный будут жилые дома 15, 17 и 21 этажей». Для Тюмени это уже этап пройденный.
В другой статье с интересным названием «Красноярск – не лучший город на Земле. Но стремиться сделать его лучшим надо» изложено интервью с представителем администрации Красноярского края Александром Лавровым, который, между прочим, сказал: «У нас будет строиться экономически-деловой центр с высотками. Однако нужно ли делать на них, на само их присутствие у нас, указ? За рубежом такие высотки, как у нас, строились в 70-х годах… Надо ли гнаться за этим?.. Зачем мы бежим, мы уже не догоним. В бывшем Бомбее строится здание в 600 метров высотой. В Японии – в километр высотой. Следующий их шаг – пирамидальное здание в три километра. Но мы выгодно отличаемся от Японии возможностью горизонтального развития наших городов. Думаю, что надо все же в этом направлении двигаться… Посмотрите на США – что представляет собой характер застройки их городов? Небезызвестная одноэтажная Америка. Чикаго – это 20-30 очень высоких зданий, остальное – одноэтажки. На этих территориях комфортно и спокойно жить. Именно жить, а не доказывать кому-то свои большие возможности» (выделено мною – А.И.).
Окончание следует.
***
фото: родина небоскребов – Чикаго; в Сочи тоже строят небоскребы; жизнь среди монстров.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта