X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Что-то с памятью у нас стало…

Лейтмотивом праздничных майских дней стали звучавшие, словно заклинание, слова: «Мы помним, мы всегда будем помнить подвиг фронтовиков, подвиг народа, выигравшего самую страшную войну в истории человечества». Прекрасные, благие намерения. Но что за словом? Сказанное в эфире развеялось, как дым салютных залпов. Написанное на бумаге осталось и доступно для исследования и сверки. Так, одна из массовых наших газет в канун праздника рассказывала «о маршрутах войны в городе Тюмени». И немало удивила своим рассказом тех, кто знаком с этим периодом отечественной и тюменской истории. Пройдемся и мы «маршрутами» авторской фантазии и небрежности – от «чердака» газетной полосы до ее «подвала».
Вот нас станут уверять, что «в городе Тюмени в 1941 году сформированы две дивизии – 65-я и 368-я». Однако не факт. Потому что 65-я сформирована еще в 1932 году в качестве территориальной и на фронт ушла не из Тюмени.
Зато позабыта напрочь тюменская 175-я стрелковая, созданная в конце 1941 – начале 1942 и почти целиком погибшая под Харьковом в мае 1942 года. А было в ней 12 тысяч человек… Мемориальная доска в память об этом соединении уже два года висит на здании Центрального военкомата. Не хотели коллеги в праздник, когда на каждом углу гремело: «Мы за ценой не постоим», напоминать о грустном? Хотели о героическом и торжественном?
Другой сюжет. Вот снимок офицера на фоне знамени Победы. Подпись: «тюменец Дмитрий Юдин, водружавший знамя Победы». Не очень понимаю, что такое «водружавший»? Водружал, но не водрузил, так что ли?
Сообщаем: старший лейтенант Юдин был тяжело ранен еще под Ригой, задолго до того, как его товарищи из 469-го стрелкового полка 150-й СД пошли на штурм рейхстага. Рейхстаг взяли без него, в том числе и тюменцы: капитан Ярунов из села Килки Тюменского района, артиллеристы Пустовалов и Мочалов, комбат Давыдов, Герой Советского Союза, его мемориальная доска висит на доме по улице Первомайской, где он жил…
Дмитрий Васильевич Юдин был замечательный человек. Он, председатель совета ветеранов Ленинского района Тюмени, одним из первых предложил зажечь Вечный огонь там, где похоронены воины, умершие в госпиталях… Но к знамени Победы, увы, отношения не имел. Так случилось…
Еще один газетный «маршрут войны» ведет нас в историческую часть города, и нам говорят, что здесь «9 мая 1960 года состоялось торжественное открытие обелиска Победы…» Правда, на самом деле это случилось несколько позже, только в 1968 году. Поэтому на следующем повороте «маршрута» мы вправе усомниться и в том, что «более 90 тысяч тюменцев награждены медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне»…
Во-первых, потому, что такой медали никогда не существовало. Медаль участников трудового фронта называется «За доблестный труд…» Похоже, конечно. Можно бы не придираться. Но ведь мы уверяем, что помним и никогда не забудем… А во-вторых, в конце войны 90 тысяч человек не насчитывалось и во всей Тюмени…
Авторы этого хромающего путешествия не могли пройти мимо улиц, названных в честь «героев, павших на фронтах Великой Отечественной войны». И снова путаница. Герой Советского Союза Тимофей Чарков, награжденный за Днепр, благополучно прошел всю войну и умер в Тюмени в 1999-м. Половина других, помянутых в перечне, воевала не на фронте, а за линией фронта, в партизанских отрядах. «Какая разница?» – скажут нам. Думаю, что разница есть.
Отдана дань уважения «крупным военачальникам», в честь которых тоже названы улицы: Захарова, Малиновского, Толбухина, Ватутина. В том же строю есть и «крупный военачальник» Иван Данилов. Правда, в городе нет улицы с таким названием, неизвестен маршал или генерал армии с этим именем и фамилией. Рискну предположить, что речь, видимо, идет об Иване Даниловиче Черняховском, который начал войну полковником, командиром 28-й танковой дивизии, через год командовал армией. Дважды Герой Советского Союза генерал армии Черняховский, командующий 3-м Белорусским фронтом, убит 18 февраля 1945 года под Кенигсбергом…
Кстати, улица Черняховского в отличие от «улицы Ивана Данилова» в городе есть. Она расположена в Букино…
У страницы, где мы обнаружили эти и многие другие исторические несуразности и словесные нелепицы, есть обязывающий ко многому заголовок – «И помнит мир спасенный». Судя по всему, очень поспешное утверждение.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта