Подорожает ли проезд в общественном транспорте?
Тюменские транспортники все чаще настаивают на повышении платы за проезд в городских автобусах. Резкий рост цен на бензин за последние два года, на запчасти для машин, обветшание транспортного парка и необходимость повышения зарплаты для водителей и кондукторского состава – вот те неоспоримые доводы, которые привели руководители тюменских транспортных предприятий, присутствовавшие несколько дней назад на совещании под председательством заместителя главы администрации Александра Бурова. При этом они делали упор на то, что последний раз тариф на перевозку пассажиров в общественном транспорте повышался в 2006 году, с того времени, как говорится, много бензина утекло.
В расчетах, представленных транспортниками на совещании, подчеркивалось, что основной статьей затрат является покупка топлива и запчастей для автобуса. И если два года назад литр бензина стоил 16 рублей, то теперь стоимость поднялась до отметки 24 рубля за литр. Растут расходы на приобретение и обслуживание состава. Повысилась арендная плата за гаражи и автостоянки. Зато давно не повышали зарплату водителям и кондукторам, поэтому за последний год наблюдался большой отток кадров из отрасли. И в то же самое время тюменцы абсолютно правы, когда требуют качества обслуживания, соблюдения графика движения пассажирского транспорта.
Но парадокс в том, что хорошие водители не хотят идти работать на рейсовый автобус, их не устраивает заработная плата. А ведь новичкам очень сложно работать в условиях, когда транспортные магистрали перегружены, дороги перекрывают на ремонт, приходится терять драгоценное время, а, значит, и деньги на стояние в пробках, на то, чтобы протискиваться через транспортные заторы. И при этом нигде маршрут не срежешь, все передвижения по трассе строго отслеживает автоматизированная диспетчерская система.
Работать на пассажирском автобусе сегодня – это очень непростая и нервная работа. Пассажиры, опаздывая, тоже нервничают, злятся и срывают свое зло на тех, кого считают виновниками – кондукторах и водителях. Многие просто психологически не выдерживают такого пассажирского прессинга. Оборотной стороной этой «медали» является хамство некоторых водителей, которые просто уверены, что замены им нет.
Переломить ситуацию, по мнению участников транспортного бизнеса, может лишь изменение тарифа. Да, оно повлечет за собой увеличение платы за проезд, но, уверен Владимир Гороховцев, председатель союза транспортных предприятий, одновременно и улучшение качества обслуживания пассажиров.
Те, кто занимается пассажирскими перевозками, конечно, предпринимают попытки уменьшить накладные расходы. Но есть требования, на которых не сэкономишь, которые владельцы автобусов обязаны выполнять. В ГИБДД особое внимание обращают на обязательную стажировку водителя на конкретном маршруте, на соблюдение режима труда и отдыха, наличие соответствующей категории, своевременное прохождение медицинского осмотра перед выходом на линию, периодичность прохождения государственного техосмотра. Поэтому законопослушные предприниматели на всем этом не экономят.
Транспортники прекрасно понимают, что нужно учитывать, прежде всего, интересы пассажиров, их право на повышение качества и культуры обслуживания в транспорте. Но нельзя оставлять без внимания и экономическую составляющую тарифов для перевозчиков. Время, похоже, диктует необходимость изменения платы на проезд. Но при этом схема льготных проездных будет в любом случае сохранена.
Перевозчики предлагают увеличить стоимость проезда до 20 рублей. Правда, на такую цену надо еще подготовить экономическое обоснование, тщательно рассчитать тариф, вынести его на рассмотрение комиссии, коллегии администрации города… Процесс этот скорым не назовешь.
Стоит отметить, что с начала года в Екатеринбурге и Челябинске перевозчики уже подняли плату за проезд в общественном транспорте. Там она превышает 15 рублей.