Пороcенок в кругу друзей
Победа Билана на Евровидении – ничто по сравнению с победой «Поющего поросенка» на фестивале «Золотой конек». У тюменского спектакля две награды в главных номинациях: «Лучшая мужская роль» (Владимир Кузьмин) и «Лучший спектакль большой формы». Также актеры Антон Нестеренко и Александр Ганичев и художник Анастасия Кардаш получили специальные призы жюри.
Такого успеха у тюменских «кукол» давно не было.
Впору воскликнуть: куда мы катимся!
«Поющий поросенок» – рядовой спектакль. Однако приходится рассматривать его не только как лучший на фестивале, объективно лучший, но и как большое достижение тюменского театра кукол. Чуть ли не уникум. После «Короля-Оленя», премьера которого состоялась пять лет назад, это единственная постановка фестивального уровня.
Обаятельные куклы, качественные актерские работы. Есть ансамбль. Впечатляет сложная постановочная конструкция, можно отметить удачные музыкальные номера.
С другой стороны, видны усилия, натуга, стремление ошеломить эффектами. Слишком много слепящих вспышек. Слишком много шума. Агрессия маскирует скучные эпизоды.
В контексте фестиваля «Поющий поросенок» смотрелся выгодно. На фоне эстрадных шоу и кавээнщины – полноценный спектакль, сюжетный, динамичный, с развитием характеров. По сравнению со спектаклями, где компьютерное оформление конфликтует с содержанием, – форма, адекватная сути. В ряду притворных добряков, дяденек и тетенек с заискивающими улыбками и медовыми голосами – молодые люди, чувствующие интонацию момента.
Фестивальная программа длилась неделю. В конкурсе участвовали тринадцать спектаклей. Предполагалось четырнадцать, но нижневартовского «Щелкунчика» не сыграли из-за болезни актера.
Серьезными соперниками тюменского спектакля на большой сцене стали «Черная курица» из Челябинска и «Муха-Цокотуха» из Магнитогорска. Жюри не обошло наградами эти спектакли. У челябинцев «коньки» за «Лучшую женскую роль» и лучшую сценографию. У магнитогорцев – «Лучшее режиссерское решение спектакля» и специальный приз «За ансамблевость в работе с куклой».
На малой сцене победил иркутский «Терешечка». Также ему досталась награда за «Лучший актерский ансамбль».
Актерские работы Анастасии Игнатенко («Клочки по заулочкам», Москва) и Елены Артамоновой («Тигренок в чайнике», Омск) жюри отметило специальными призами.
На прошлом фестивале судьи были строги, ограничились заявленным количеством номинаций: вручили шесть боевых наград и одну мирную, «За честь и достоинство».
А на этот раз проявили снисходительность.
Если распространять ее и дальше, каждый участник заслужит поощрение.
Курганский «Знаменитый утенок Тим» выглядит скромно, но он самый стильный среди спектаклей малой формы.
Сургутяне актуализировали абсурд сказок Биссета («Приятного аппетита, тигренок»): в том, что дорога кривая, виновата сама дорога, а вовсе не дорожные строители; кривая дорога естественнее прямой, и не надо подгонять жизнь под схему; индивидуальности нет места в техногенном мире.
В озерском спектакле «Кто, кто в теремочке живет» приятная цветовая палитра и озорные шутки с применением магазинных игрушек. Заслуживают внимания некоторые режиссерские и сценографические решения нижнетагильской «Принцессы Крапинки». В железногорском спектакле «Куда улетают ласточки» – очарование домашнего театра. Барнаульский «Кот в сапогах» показал красивые картинки. В пермском «Таинственном Гиппопотаме» – симпатичный Львенок.
Атмосфера фестиваля располагала к снисходительности.
Однако атмосфера атмосферой, уровень уровнем, а то, что фестиваль состоялся, – главная победа Тюменского театра кукол. Она весомее всех вместе взятых статуэток «конька».
***
фото: приз за лучшую мужскую роль вручается Владимиру Кузьмину; только что свои награды получили тюменские актеры Александр Ганичев (слева) и Антон Нестеренко; чествуют творческую группу спектакля «Терешечка»;знаменитый Конферансье из спектакля Центрального театра кукол им. Сергея Образцова – он был гостем фестиваля; в фойе театра перед торжественной церемонией закрытия фестиваля.