X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Почем на самом деле спинка муксуна?

– Крылатая фраза Петра Первого: «Платить им не надо, они и так наворуют» сегодня, как ни к кому, подходит к «рыбным» браконьерам, – посетовал Михаил Куманцев, начальник управления госконтроля, надзора, охраны, воспроизводства водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства «Госкомрыболовства» на прошедшей в пятницу пресс-конференции. Государству бы взять да отладить работу инспекторов рыбоохраны. Но, по словам Куманцева, чиновники «изводят» структуру: в последние четыре года рыбоохрана испытала на себе более 10 реорганизаций.
Но больше всего от реформ страдает… сама рыба. Так, по осенней реформе 2007 года «Роскомрыболовство» отдало функции контроля, надзора и охраны «Госкомрыболовству», а техника для функционирования инспекции все еще не передана из рук в руки. На этом фоне браконьерам – раздолье. На Чукотке, к примеру, целые деревни сегодня забросили хозяйство, – опустошают водоемы. Когда на всю Россию 1042 инспектора, да к тому же лишенных техники, – еще не тот разгул начнется.
И получается, что воспроизводство рыбы (не той, что идет как товар, а той, что выращивают в специальных рыбоводных заводах и затем выпускают в естественные водоемы для пополнения ресурсов) – дело абсурдное. Потакание тому же браконьерству. 112 российских заводов вырастили мальков – нате, жулики, ловите рыбку.
В Тюменской области рыбоохраной сейчас занято Нижнеобское территориальное управление Госкомрыболовства России. За малым количеством инспекторов управление сотрудничает с милицией, экологами, рыболовными клубами. Но ситуация все равно – тревожней некуда. Так, руководитель управления Виктор Сидоренко говорит, что приближается катастрофа: 80 процентов рек Ямала пересекут дороги. Рыбу выловят. Инспекторы пытаются охранять места нерестилищ муксуна, который идет с Ямала в Томскую область, проходит 30 тысяч километров. И на всем пути муксуна уничтожают вандалы. 50-60 процентов рыбы погибает. В магазинах спинка муксуна – 1000 рублей килограмм. Того самого, браконьерского.
Что касается воспроизведения уничтожаемых видов, то в нашей области занят этим Абалакский завод (в 2003 году – 10 миллионов мальков, в 2008 году – 20 миллионов). Это воспроизведение только одной десятой части того, что истребляется. Новый завод в Ханты-Мансийске решит проблему наполовину.
Руководители Госкомрыболовства буквально на днях встречались с представителями правительства области и говорят, что правительство заинтересовано в сотрудничестве.
Выход из создавшейся ситуации рыбоохранники видят и в… сдаче участков водоемов в частную аренду. Так, в Финляндии все водоемы в частной собственности. А хозяин своего не отдаст, – отыщет и накажет браконьера. Правда, российские просторы с финскими не сравнишь, но если ассоциация рыбаков возьмется за это дело, – государство пойдет ей навстречу. Сам хозяин арендованного водоема должен соблюдать квоту, – отлавливать на своей территории менее 50 процентов имеющегося ресурса. Превысил – через два года у тебя отобрали территорию, передали другому.
Также не последнее дело – рациональное природопользование. Качает нефтяник нефть – отдай часть доходов рыбакам. В Норвегии так и сделали. Сегодня страна – первая в мире по лососю – 500 тысяч тонн в год (у нас на огромном Дальнем Востоке – 300 тысяч).
«Мы не зеленые, которые говорят «ловить нельзя, – и точка». Мы за рациональное природопользование», – резюмировал Михаил Куманцев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта