X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Победили веселые и находчивые

Тюменские спектакли – отдельная история фестиваля «Коляда-Plays», завершившегося недавно в Екатеринбурге. Самая яркая линия фестивального сюжета. «Мойщики» драмтеатра получили Гран-при, «Чемоданное настроение» театра «Ангажемент» – награду за лучший детский спектакль, «Вечера на хуторе близ Диканьки», тоже «ангажементовские», – специальный приз. Режиссера Михаила Заеца, поставившего «Мойщиков» и «Вечера», назвали героем фестиваля.

«Надо выгнать тех, кто делает театр плохо, и срочно дать Заецу свой театр! – уверен театральный критик Павел Руднев. – Тюменцы, берегите своего режиссера! Это самородок».

Критик Галина Брандт очарована артистизмом «Мойщиков». Прежде видела «Зиму» по Гришковцу, этот спектакль тюменцы дважды привозили в Екатеринбург; в «Зиме», по мнению Галины Брандт, эксплуатируется актерское обаяние Сергея Скобелева, а в «Мойщиках», где Скобелев опять играет главную роль, обаяние актера работает на спектакль. Также Галина Брандт отметила Ладу Исмагилову в роли Веры: «Актриса, на которую интересно смотреть, стильная».

Критик Евгений Иванов узнал в герое Скобелева нового Остапа Бендера, вместе с тем обнаружил другие новые типажи, современных хозяев жизни и художников жизни, присутствие которых остро чувствуют молодые драматурги.

Критик Лилия Немченко хвалила гармоничное сочетание всех деталей, совпадение стиля игры, режиссуры и сценографии, продуманность постановки.

Трудно поверить, что «Мойщиков» готовили спешно к фестивалю, и в Екатеринбурге состоялся третий публичный показ. К этому спектаклю невозможно отнести поговорку «горячо сыро не бывает», настолько он выглядит крепким и цельным. И теперь уже неловко говорить, что режиссеру изначально не понравилась пьеса, что пьесу навязал Николай Коляда (авторы – его ученики), и настоял на постановке директор театра Владимир Коревицкий. Скорее, следует говорить о взаимоотношениях театров с современной драматургией и задуматься над вопросом: а может, так и надо поступать – внедрять пьесу, которой театр сопротивляется?

Впрочем, получая удовольствие, критики не обошли вниманием изъяны текста. Духовная идея, выраженная в финальном, обличительном монологе героя, смотрится моральной нагрузкой, она уничтожила игровую стихию: веселый вор вдруг стал серьезным и прочел чуть ли не проповедь деловой даме, причем накануне он эту даму изнасиловал.

Когда критики наперебой благодарили режиссера и актеров за праздник в «Мойщиках», они еще не знали, какой праздник ждет их в «Диканьке». И никто не знал. Спектакль был под угрозой срыва из-за болезни актера, кроме того «ангажементовцев» пугала сцена театра музкомедии, слишком большая для камерной постановки, слишком просторная, и вдобавок с оркестровой ямой.

Однако «Диканьке» яма не помешала (а вот «Птицу Феникс», показанную следом, эта пропасть между сценой и залом, к сожалению, сгубила). Спектакль прошел очень хорошо, и пространство не казалось лишним, наоборот, появился воздух; «Диканька», которую в Тюмени любят, но оценили скромно, как домашнюю потеху, приподнялась до уровня масштабной феерии.

«Практически нет претензий, – сказал на обсуждении спектакля Павел Руднев. – Невероятная радость слежения за фонтанирующей фантазией режиссера. Всякую линию, и факультативную, режиссер доводит до конца, полифония сливается в единую композицию. Это редкость в театре. Проработанность этого спектакля пленяет».

Фантазия Михаила Заеца вызвала восторг не только богатством выдумки, но и смелостью. Самовлюбленная красавица Оксана смотрится в икону, как в зеркало. Дьяк – садомазохист. Подданные разговаривают с императрицей с помощью сурдоперевода («И это единственный способ разговаривать с государем»).

«Птице Феникс», как уже сказано, повезло меньше, чем «Диканьке», но этот спектакль тоже хвалили. «Очень серьезная, достойная работа, бережная. Ценно, что спектакль, поставленный Николаем Колядой, получился другим, чем в театре самого Коляды, в другой интонации». Эту мысль Натальи Киселевой продолжил Павел Руднев: «Не похоже, что Коляда был постановщиком этого спектакля. Спектакль, лишенный эксцентриады, сыгранный по принципам психологического театра».

Детская сказка «Чемоданное настроение» порадовала не меньше, чем взрослая «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отметили и режиссуру, и сценографию, и актерские работы, но прежде всего – пьесу Анны Богачевой, удивительно талантливую, искреннюю.

Фестиваль «Коляда-Plays» прошел во второй раз, после многолетнего перерыва. В конкурсной программе участвовали 36 спектаклей, в том числе из дальнего зарубежья. Не было отбора, позвали всех, кто может приехать, вследствие чего уровень получился неровным, и профессионалы состязались с любителями, однако все обстоятельства мало повлияли на выступление тюменцев. Приятно, что выступление успешное.

***

***
фото: Лада Исмагилова, спектакль «Мойщики» (Тюменский театр драмы); спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки» (театр«Ангажемент»).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта