«Война на дорогах». Новый взгляд
Обстановка на дороге волнует всех: и пешеходов, и водителей. Но, в первую очередь, конечно, этот вопрос касается тех, кто напрямую связан с безопасностью дорожного движения.
Об аварийности, страховых компаниях и многом другом рассказал Михаил Хиврич, генеральный директор ОАО «Тюменская ассоциация независимых аварийных комиссаров».
— Наша ассоциация существует с 2006 года. Основные обязанности — это защита интересов страховых компаний и, одновременно, поддержка участников ДТП, конкретная помощь. Мы производим фотосъемку, в том числе панорамную. Фотографируем все повреждения, окружающую обстановку, составляем отчет. Участникам разъясняются их дальнейшие права и обязанности, и что им вообще делать и как себя вести дальше в этой ситуации.
— Часто вам приходится выезжать на дорожно-транспортные происшествия?
— Наша служба закрывает порядка 44% всех ДТП, что случаются за сутки в Тюмени. То есть от 40 до 55-57 выездов ежесуточно. Причем, как показывает практика, около 30% подобных происшествий проходит без привлечения аварийных комиссаров — напрямую с ГИБДД. Часто в таких случаях люди не видят своей вины, и поэтому нас не тревожат. В результате возникает двоякая ситуация: сегодня он не виноват, а завтра грамотные юристы изучают ситуацию, и оказывается, что все наоборот…
— С какими происшествиями вам чаще всего приходится сталкиваться?
— Всего помаленьку. Несоблюдение дистанции чаще бывает в часы пик. Утром, когда люди едут на работу еще до конца не проснувшиеся, или вечером — уставшие после работы… Несоблюдение сигналов светофора — это вообще особенность нашего менталитета. По идее, когда загорается желтый, или даже еще мигает зеленый, ехать уже нельзя. А получается, когда загорается красный, мы думаем: «не такой уж он и красный» — и едем дальше. В правилах говорится о том, что если водитель успел выехать на перекресток до того, как загорелся запрещающий сигнал, он должен маневр закончить. Поэтому все стремятся этот перекресток как можно быстрее занять. Такие моменты, конечно, чреваты неприятными последствиями.
И, конечно, часто бывают ДТП из-за превышения скорости. Процентов 15-20 всех происшествий можно отнести к нелепым случаям. То есть это наезды на заборы, бордюры, пеньки, канализационные люки и тому подобное… Сильно тяжелых случаев — с летальным исходом — у нас бывает очень-очень мало. Как бы кощунственно ни звучало — нас некому туда вызывать.
— Как вы относитесь к тому, что происходит сейчас на дорогах Тюмени?
— Это просто дикая ситуация, безобразная. В связи с введением закона об ОСАГО люди стали ездить гораздо безалабернее. Раньше боялись повредить чьюнибудь дорогую машину, потому что возмещать ущерб приходилось самим. А теперь за все платит страховая компания. Еще один немаловажный момент — это безкультурье водителей. Попробуйте выехать из двора на оживленную трассу. Вам придется очень долго ждать, потому что никто не пропустит. То же самое при перестроении из ряда в ряд.
— Но ведь чем больше аварий — тем лучше вам…
— Конечно, с коммерческой точки зрения нам выгодно, когда происходит много ДТП. Но как жителю города мне бы хотелось, чтобы их все-таки было меньше. Кстати, не надо забывать о том, что авария аварии рознь. Бывают совершенно жуткие случаи, когда, допустим, пьяный водитель «КамАЗа» подмял под себя пять легковушек. Или, например, сегодня к нам позвонила плачущая девушка — на новой машине разворачивалась во дворе и наехала на пенек.
— А как вы думаете, что нужно для того, чтобы ДТП было меньше?
— Во-первых, это соблюдение правил дорожного движения. Хотя правила, на мой взгляд, тоже нужно доводить до ума. Например, еще в Советском Союзе на дорогах была установлена максимально допустимая скорость — 90 километров в час. А теперь большинство людей ездит на иномарках, для которых такая скорость — это практически недвижущийся автомобиль… Вовторых, это культура поведения. Нужно уважать всех участников движения, как пешеходов, так и других водителей. И, в-третьих, осторожность. Каким бы асом за рулем вы себя ни чувствовали, нельзя переоценивать свои возможности. Нужно ориентироваться на тех, кто в других автомобилях, кто, может быть, получил права только месяц назад. Молодая девушка и пожилой мужчина — все водят машину по-разному…
— Говорят, что иногда молодые водители старых автомобилей умышленно увечат новенькие иномарки. Они таким образом добавляют себе адреналина в кровь или помогают определенным организациям?
— Про адреналин не скажу — не знаю. Что касается «сотрудничества» — такое есть, и не только в Тюмени, но и по всей России. У Госавтоинспекции, думаю, просто не доходят руки до таких «проказ».
— Еще весной нам обещали, что 1 июля страховые компании преподнесут автовладельцам «сюрприз». О каких изменениях идет речь?
— Планировалось, что люди будут получать выплату в своей страховой компании. Если бы это произошло, то мелкие страховые компании сразу бы ушли с этого рынка. Еще предполагалось, что ДТП с ущербом до 25 тысяч рублей будут рассматриваться без вызова ГИБДД. Но кто сможет оценить сумму ущерба на месте? Ведь запчасти разных автомобилей и стоят по-разному. К тому же, кроме внешних повреждений, могут быть скрытые. Стоимость ремонта в разных организациях тоже существенно отличается. Конечно, таким образом можно было бы облегчить участь ГИБДД. Существующих сейчас патрулей существенно не хватает. Каждое происшествие отнимает минимум полчаса времени. К тому же до места ДТП нужно еще добраться, преодолевая пробки…
А еще такая система открывает множество путей для мошенничества. Что касается выплат, человек может застраховаться не в одной компании, а в нескольких. И, в случае аварии, каждая из них выплатит ему деньги… Поэтому я считаю, что осуществлять такие моменты без ГИБДД нельзя. По этим причинам введение нового закона отложили ровно на год, но мне кажется, что и в 2009-м его не примут.
***
фото: