X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тюменский Пиросмани

Яркие, чистые, откровенно радостные, чуть ли не фосфоресцирующие краски. По-детски удивленно-восхищенное и одновременно трогательное восприятие мира.

Таково первое, а значит, самое правильное мое восприятие творчества тюменского представителя «наивного» искусства Владимира Чугунова. В пятницу в музее изобразительных искусств открылась персональная выставка живописца и автора гипсовых скульптур.

Чугунова без ложной скромности можно назвать тюменским Пиросмани (наверняка все помнят и фильм о самодеятельном, но великом живописце Грузии, и знают песню, сложенную о нем — «Миллион алых роз»). Налицо перекличка стилей и тем, волнующих художников. Особенно это очевидно в первом зале выставки Чугунова: пейзажи окрестностей Тюмени, бытовые зарисовки, портреты близких и знакомых. Вот колледж искусств с его символом — мозаикой, где девушка играет на флейте. Мозаика так свежа и непосредственна, какой ее тюменцы пока сегодня не видят (предстоит реконструкция). А здесь, у Чугунова, — любуйся на здоровье.

Любопытна портретная галерея. Здесь срабатывает правило «все портреты — прежде всего — портрет самого художника». Исполнительница романсов Лилия Уханова, восточные красавицы, копии иконописных богородиц — все неуловимо напоминают общий абрис, черты лица самого художника. И все это не разворачивает, не вызывает критику, а почему-то радостно умиляет. Таково действие того самого обаяния картин. Я, например, не могла оторваться от достаточно большого полотна «Родня» (1983 год), где в «египетской» плоскости, без перспективы, дан буквальный срез жизни одного деревенского дома. По-сказочному «ополовиненный» сруб, где прорисован только абрис стены, и для зрителя открыто внутреннее убранство избы, здесь же, без ворот, хозяйственный навес, стайка с красавицей-коровой… Каждый житель занят своим делом (деревенские без дела не сидят): один пускает голубей на крыше, другой латает скарб. Даже овощи в корытце прописаны до мелочей и располагаются в строгом порядке: капуста, свекла, морковка… Все ладно, правильно, рационально и радостно. Гармоничная жизнь.

Искусствовед Наталья Паромова признается, что у представителя «наивной» живописи нет и вопроса о том, можно ли копировать знаменитостей. «А вот хочу и буду! — говорит самодеятельный художник, — уважаю гениев, но хочу прикоснуться». И второй зал выставки наглядно это демонстрирует. В интерпретации Владимира Чугунова — «Неизвестная» Крамского, «Всадница» Брюллова, «Даная» и «Портрет Саскии ван дер Вейден» Рембрандта и даже «Джоконда» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Очень хороша, профессионально исполнена морина «под Айвазовского». Живопись Владимира Ильича «разбавлена» в залах музея его гипсовыми работами. Это могут быть даже библейские картинки, но в интерпретации Чугунова они становятся обыденными, бытовыми сценками, очень забавными. Телесное здоровье и непосредственность в миниатюрных фигурах Адама и Евы; лапидарность, торжественность — в аллегории «Советский балет»; мультяшная назидательность — в теме «Пьяница, шаромыга» (сам Владимир Ильич никогда не пил).

Чугунов умудряется, не передавая профессионально текстуру, не изыскивая колор, вдохнуть жизнь в каждую свою работу. Нет надуманности, вымученности, тяжелой внутренней борьбы. Мир прост и ясен, как и функция художника в нем: заражать зрителя своим оптимизмом и любовью к жизни.

Выставка Владимира Чугунова продлится в музее изобразительных искусств до 7 августа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта