X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Делать правильно правильные вещи

В продолжение серии интервью про тюменские малый и средний бизнес решила заглянуть к давно знакомым мне экспертам – в группу компаний «Лекс».

Я была уверена, что это и гарантированно профессиональная консультация, и… возможность пройтись по шикарному розарию, окружающему здания компании. Мурат Нурпеисов, исполнительный директор консалтинговой фирмы «Лекс», начал рассказ с общего состояния дел в России и исторического экскурса:

– Сегодня происходит переосмысление среды малого и среднего бизнеса. Стало сложнее им заниматься. Не только потому, что есть государственные препоны. Просто требования рынка уже другие. Если обратить внимание на статистику, то доля крупных компаний растет, бизнес в целом консолидируется. И, разумеется, крупный бизнес предпочитает работать либо со «своими» структурами, либо с такими же, как он, крупными компаниями.

Получается, что общая структура экономики Российской Федерации «хромает на одну ногу». Почему вообще вопрос возник о поддержке малого и среднего бизнеса? Потому что поняли, что экономика становится «олигархичной». С одной стороны – это нормально, но для малого бизнеса остается все меньше и меньше жизненного пространства.

Разумеется, государственные органы у нас неглупые. Они поняли, что мы скоро «подорвем» экономику. Далеко ходить не нужно. Вспоминаем 1929 год, Соединенные Штаты. Одна из проблем кризиса в том, что «убиты» малый и средний бизнес. Говорили: «наступает эпоха империализма». Это же не выдумки Владимира Ильича Ленина. Так и было! Увы, сложилась такая ситуация, что сегодняшняя Россия пошла по тому же пути. Хорошо адаптировалась в подобной ситуации Южная Корея. Там начали «вкладываться» в развитие малого и среднего бизнеса и просто поняли, что крупные корпорации должны иметь ограничения. Наша страна должна так же развиваться, чтобы ситуация поменялась. Что касается развития малого и среднего бизнеса, то здесь нужно понимать, что, как у Булгакова, «разруха начинается не в сортирах, она начинается в головах». И если мы не сформируем слой предприимчивых малых и средних граждан (а таких, только пока не «задействованных» в России хватает), то светлое будущее будет выстроить гораздо сложнее.

Сейчас основная задача: нужно не только помогать малому бизнесу, который уже существует, но и создавать условия для того, чтобы молодые люди, которые учатся в университетах, в этот бизнес приходили. И те, кто работает на кого-то, решались открывать этот бизнес… Если сравнить с заграницей, то у нас условия для создания собственного бизнеса достаточно хороши, потому что есть огромный спрос, а конкуренция относительно небольшая.

– Реально «развернуть» менталитет россиянина, направить его на самостоятельность?

– Что нужно сделать малым предпринимателям – это отойти от философии получения сиюминутной прибыли. У нас проблема та же, что была в послевоенной Германии. Там после войны все пытались заработать сверхприбыль. И для нас сегодня тоже 50 процентов – это не прибыль, а нерентабельность. Так вот, до тех пор, пока мы не станем более или менее цивилизованно относиться к бизнесу, успеха не будет.

И еще. У любого человека, который занимается собственным бизнесом, есть ощущение «я – хозяин». Это свободный человек, который принимает решения. И, к сожалению, ценность этого состояния у нас в России забыта, принижена. Исторически так сложилось. И это одна из проблем, почему малый и средний бизнес не так активно развит. А народ у нас предприимчивый. По опыту нашей текущей практики, можно сказать, что Россия на пороге одного из бумов развития малого и среднего бизнеса.

– Для этого сложились какието объективные предпосылки, экономические условия?

– Есть негативные условия – это общая макроэкономическая ситуация, которая сложилась на мировых рынках. Есть позитивные – то, что Россия сейчас на подъеме. Крупные компании просто исчерпывают свои ресурсы. А ниш для развития среднего и малого бизнеса очень много. Было время, когда, допустим, в сфере торговли огромные гипермаркеты диктовали свои условия. Но потребность в таких форматах сегодня исчерпана.

– Что конкретно делает ваша фирма для малого бизнеса?

– Мы помогаем разработать инвестиционные проекты, организовать структуры управления, проводим маркетинговые исследования. Это необходимо для того, чтобы не идти по проторенным дорожкам. Бизнесмену нельзя исходить только из своего личного опыта. Нужно найти тенденции, перспективы. Мы проводим семинары, ищем инвесторов, помогаем создать структуру персонала, даем достаточно большой спектр услуг, который необходим малому бизнесу. Есть даже такая услуга, как «готовое решение». Если начинающая фирма не может заказать серьезную консультацию, мы ей предлагаем готовое решение, готовый бизнесплан. Предприниматель, благодаря ему, может просто оценить, способен он выжить или нет.

– Что такое «не пойти по проторенной дорожке?»

– Это не начать бизнес там, где очень высока конкуренция. Также есть сферы бизнеса, которые очень конъюнктурны: они сейчас существуют, завтра их не будет. Допустим, строительная сфера явно будет укрупняться – это нормальный процесс, и никуда от этого не денешься. Есть определенные циклы развития разных отраслей. И мы владеем информацией о том, как эти отрасли будут развиваться, поэтому можем помочь человеку, который совершил ошибку, «зайдя» в сферу, которая сегодня прибыльна, а завтра – бесперспективна.

– И какие отрасли сегодня перспективны?

– При правильном подходе, все отрасли имеют свои перспективы. Нужно делать правильно правильные вещи. Это мы и помогаем делать. Можно найти свою нишу и в торговле, и в сфере строительства. Три важнейших основных аспекта – ориентация на потребителя, команда и качественный продукт. В малом бизнесе очень много замешано на личной инициативе, на неформальных отношениях.

– Есть примеры компаний, которые развились с вашей помощью?

– Назвать не могу – информация конфиденциальная. Но, к примеру, в одной фирме за год количество персонала выросло с 10 до 50, обороты выросли в несколько раз. За последний год пять компаний пришли и попросили нас помочь развить бизнес. И интерес к нашим услугам растет. В силу того, что мы ведем эти компании, чувствуем, насколько динамично, поступательно они начали развиваться, что больше внимания уделяют стратегии.

Есть, конечно, и такие компании, где… стало сложнее работать. Но и интереснее! Кстати, для малого бизнеса одна из проблем сейчас – это пережить кризис роста. Компании начинают быстро развиваться и погибают, потому что не справляются с объемом. Потому что законы для малого и среднего бизнеса – разные.

– А можно личный пример? Я год проработала в маленьком магазине. Там началась инвентаризация – просто катастрофа для продавцов эти штрих-коды. Намного сложнее стало принимать товар, делать ежемесячную отчетность…

– За автоматизацией производства, конечно, будущее. Но вопрос готовности к этому…

На начальном этапе все новшества воспринимать очень тяжело. С системой кодирования самая большая сложность – занести всю информацию в базу данных. Но, если честно, у нас просто нет выбора. Работать по старинке будет очень тяжело. Все больше будет влияние информационных систем управления. А насчет сложностей отчетности – это проблема разработчиков программ. Многие программы «корявые», не адаптированные под конкретный бизнес. Эти вопросы к «Тюмбиту» – там проконсультируют, как найти оптимальную программу.

– А почему возникают сложности, когда увеличиваются объемы?

– Например, вы привыкли работать с тремя сотрудниками. А когда у вас стало 50 человек – это совершенно другие правила управления. До этого у вас было много неформальных отношений: вы – команда, друзья, все знаете друг друга. А потом стал большой коллектив, где все более формально, обезличенно, сложно. Я знаю массу предпринимателей, которые никогда не будут средним бизнесом, потому что просто не хотят увеличения численности персонала. Им комфортно не нанимать новых менеджеров. Они зарабатывают небольшое количество денег, и их это устраивает. А средний бизнес – это больше возможностей, но и больше головной боли: потоки, риски…

Но средний бизнес – это более стабильно. Больше финансовая «подушка», меньше зависимость от людей, которые могут уйти, лучше выживаемость на рынке. «Средний» бизнесмен должен больше уметь управлять и больше доверять людям.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта