X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Постоянная экспозиция

… Существует строчка в афише, которую мы, не задерживаясь, пробегаем глазами. Это строка «Постоянная экспозиция».

В музейных афишах мы, как правило, обращаем внимание на громкие имена.

Вспомните, какая очередь выстроилась в кассу музея изобразительных искусств, когда были привезены творения Фаберже. А копию «Данаи» кисти неизвестного художника обсуждали еще целых две недели после того, как завершилась «Музейная ночь», на которую картина и была привезена. Я уже не говорю об общественном резонансе, который вызвала выставка знаменитого художника Василия Нестеренко.

Однако, как выяснилось, перед дверью в зал, где картины не меняются по полгода, очереди не бывает никогда.

— Сейчас в музее работает только одна такая выставка «Классическое искусство», — рассказала экскурсовод и хранитель зала Анна Хохлова. — Посетители, кстати, есть. В день бывает до 20 человек. Конечно, это немного, гораздо меньше, чем на популярные экспозиции, но все же… Люди приходят разные: и молодежь, и пожилые… Конечно, больше всего тех, кто профессионально связан с живописью или дизайном.

Тогда я вышла на улицу перед музеем ИЗО и стала спрашивать прохожих: «Вы бываете на постоянных выставках в музее изобразительных искусств?» Большинство отвечает: нет. Кое-кто говорит, что в музее бывает, но вспоминают чаще всего только «Купальщицу» Бориса Кустодиева. Что говорить: колоритная картина, запоминающаяся. Однако нашлись собеседники, обстоятельно рассказавшие о посещениях выставок.

— Я иногда хожу на постоянные экспозиции музея ИЗО со своей пятилетней дочерью, — рассказала встреченная мною на улице Инна. — Дочке очень нравилась выставка тобольской резной кости. И мне тоже. Зал был стильно оформлен, приятная атмосфера. А вот выставка для детей «Сказки Пушкина» показалась мне неудачной. Билеты дорогие — 250 рублей, если не ошибаюсь, а смотреть, по сути, было не на что. Просто манекены, наряженные в костюмы персонажей пушкинских сказок, которые двигались, да к тому же, не совсем удачно. Но дочь запомнила. Так что для детишек, может, и хорошая выставка.

Из экспозиций прошлых лет Инна смогла вспомнить лишь выставку художника Геннадия Райшева.

— Никогда не смотрел постоянные экспозиции, — пожимает плечами молодой человек по имени Павел, которого мы встретили у входа в музей. — Даже не представляю, что там может быть. А вот когда в музей приезжали японские каллиграфы, я собрал друзей, и мы смотрели, как они пишут свои иероглифы. Мне даже книжку подписали. Вообще, я думаю, что само словосочетание «постоянная экспозиция» неудачно. Обычно как зазывают на какое-нибудь мероприятие? Афиши кричат: «Спешите! Впервые в Тюмени, единственная выставка»…

Так? А на постоянную, кажется, всегда успеешь…

Я возвращаюсь в прохладные музейные залы. Здесь незаметно течет время, можно провести не один час, разглядывая работы художников разных школ и эпох: итальянской, голландской, фламандской, датской, английской, французской, немецкой, швейцарской, австрийской… На общем фоне выделяется собрание голландских и фламандских картин XVII века — типичные для этих школ жанровые сценки, натюрморты, портреты и пейзажи художников, равнявшихся на итальянскую живопись своего времени.

Вглядываюсь в портреты: «Голова ангела» Александра Бруни дарит ощущение полета, влажными блестящими глазами смотрят люди с картин неизвестных итальянских художников XVIII века. Дальше — знакомые еще со школьных уроков мирового художественного творчества полотна Айвазовского, Шишкина и Репина.

Вот и запомнившаяся всем «Купальщица» — типичная кустодиевская композиция, где тесно сплетены натурное и сочиненное. Колорит звонких сочетаний цвета: розовое, голубое, нежно-зеленое, белое, лиловое…

В углу на столике с живыми цветами в горшке — книга отзывов. Судя по количеству записей, число которых перевалило за три сотни (почти все — хвалебные), понятно, что произведения искусства впечатлили многих тюменцев. Правда, один автор на выставке немного заскучал. Но, скорее всего, ему просто не хватило времени рассмотреть все самое интересное. Или он не догадался пригласить экскурсовода, который бы открыл ему это интересное в каждом экспонате.

Что же такое — постоянная экспозиция? Как мне кажется, это картины, к которым всегда должна быть открыта дверь, к которым снова и снова хочется возвращаться. Может быть, это и есть то, что мы называем вечным?

***
фото: залы постоянной экспозиции на первом этаже музея ИЗО;залы постоянной экспозиции на первом этаже музея ИЗО

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта