«Екатерина» первая собирается на Ямал
Буровая установка «Екатерина», созданная на Тюменском судостроительном заводе, готовится к переезду. В конце августа она должна оказаться на Ямале.
Там она будет работать на Бованенковском газовом месторождении, а пока же «Екатерина» пакует вещи. Точнее, собственные составные части. Работа эта долгая и кропотливая: нужно разобрать многометровую установку так, чтобы не потерять ни болтика, все пронумеровать, сложить в ящики и отправить речным транспортом на север. Зачем ее собирали, а теперь разбирают? В начале августа на заводе состоялась контрольная сборка «Екатерины», чтобы многочисленным гостям и потенциальным заказчикам показать товар лицом. А теперь с царицей пора попрощаться: контрольная сборка показала, что установка готова к работе в сложных северных условиях.
На площадку, где она «собирает вещи», попасть можно, только надев каску: таковы строгие правила техники безопасности.
Нас сопровождает Александр Калабин, исполнительный директор судостроительного завода. И мы наблюдаем процесс «разборки»: вышку, чтобы удобнее было демонтировать, рабочие уложили на бок. Эта огромная синего цвета конструкция вблизи поражает размерами. Рядом — два подъемных крана для перемещения тяжелых деталей. Александр Григорьевич рассказывает:
— Демонтируют установку человек тридцать; нас поджимают сроки (времени нам дали — до конца месяца), поэтому работать теперь будем в две смены. Каждую демонтированную деталь нужно осмотреть, зачистить то, что при испытаниях ободралось или поцарапалось, подкрасить и упаковать. Упаковка — деревянные влагозащищенные ящики (большую часть пути «Екатерина» преодолеет по воде). Предположительно, вся установка займет тысячу грузовых мест, это неудивительно, если учесть, что весит она 1300 тонн… Каждой детали присваивается номер, а затем на упаковочные ящики наносится зеленой краской маркировка. Во-первых, так будет понятно, что груз готов к отправке. И потом — помимо тюменской, на месторождения придут еще три буровые установки из Екатеринбурга. Зеленая краска поможет их не перепутать.
На площадке шумно, работают сварщики, гудят механизмы. Нас встречает Сергей Сухоруков, инженер-технолог, дальше нами руководит он.
— Смотрите, мы демонтировали уже немалую часть. Сняли кабину бурильщика (из нее, фактически, один человек может управлять всей установкой) и небольшую кабину для отдыха, убрали укрытия, лебедку. Нет уже паро- и теплогенераторов, всего, что обеспечивает работу буровой установки. Вон там электрики снимают проводку. В день отгружаем три-четыре вагона: здесь проходят железнодорожные пути, по которым состав может двигаться до речного порта. Собирать «Екатерину» помогали свердловские специалисты, а уж разбираем мы сами…
На заводе говорят, контрольная сборка — дело не только показательное, но и полезное: она помогла понять, готова ли установка к работе: что-то можно доработать, что-то подварить, осмотреть детали… Проверили собираемость и комплектацию, — остались довольны. Это была первая буровая установка такого масштаба, которую увидела Тюмень: и по размеру, и по значимости для развития промышленности региона. Первая, но отнюдь не последняя… Сестра «Екатерины» уже на сборке, и до конца этого года еще две Тюменский судостроительный завод выведет в свет.
В соседнем цехе сваривают конструкцию близнеца «Екатерины», третьей установки, создаваемой по одному с ней проекту. Начальник участка Евгений Широких знакомит с конструкцией. Детали из цеха заготовок попадают в цех сборочно-сварочный, где металлические детали скрепляют друг с другом. Около 30% «Екатерины» под номером два уже готово, и до 10 сентября нужно успеть собрать и покрасить ее. Цвета, кстати, выбирают не случайно: все они сигнализируют о чем-то. Синий означает цвет «Газпрома», желтый — цвет ограждений, красный — пар. Скоро будет готова покрасочная камера, и можно уже не использовать обычные распылители.
На заводе «Катеньку» собирают с энтузиазмом. И разбирают, в общем-то, тоже. Знают, что поедет она из Тюмени, где помогла развивать производство, на Ямал, где поможет осваивать несметные сибирские богатства…
***
фото: общий вид сборочно-сварочного цеха (слева – заготовки для «Екатерины»-третьей);Александр Калабин;часть насосного блока второй установки