Цепи кованые
Надо было приехать из Сибири на субтропический остров Чеджу, чтобы увидеть наконец-то в действии цепи противоскольжения!
Гремя цепями противоскольжения, мимо нас промчался микроавтобус: он привез в соседнюю гостиницу подушки и одеяла из прачечной. Дело было 1 января, как раз накануне ночью выпал снег.
Расстояния на Чеджу ерундовые, но этого не чувствуется: если преодолевать их на такси, получается слишком дорого, если на автобусе — слишком долго. Мы едем на автобусе в музей камня, расположенный в центральной части острова в кратере Сангумбури, по дороге с красивым названием Намдоро (собственно, правильнее было бы написать: «по дороге с названием Нам», потому что «доро» и означает «дорога»). Автобус медленный и печальный. Большую часть пути он тащится вдоль прибрежных городишек, а там сплошные primary, secondary и elementary schools (короче, школы) и огромное количество «лежачих полицейских».
Автобус медленный и печальный, но не водитель. Водитель веселый, он бурно реагирует на каждого входящего, то радостно приветствует группу старушек в растянутых трениках, то что-то смешное кричит инвалиду на костылях, который слишком медленно покидает автобус (все смеются реплике водителя, а инвалид машет рукой)… Так, с шутками и прибаутками, мы преодолели череду населенных пунктов и повернули в сторону гор. Асфальт начал блестеть ото льда. Скорость упала до 30 километров в час, водитель скис и начал то и дело поглядывать на цепи противоскольжения, сваленные ржавой кучей у передних дверей. Видно, ему до ужаса не хотелось останавливаться и наматывать тяжелые цепи на колеса. А может, он специально так выразительно смотрел на цепи. Может, он просто хотел произвести на нас впечатление. Не случайно же перед отправлением он заставил нас пристегнуться.
Первый случай в моей жизни, когда меня просили пристегнуться в автобусе! Надо так надо, ведь мы в горы едем. Однако кроме нас никто ремнями безопасности не воспользовался, и водитель больше никого ни о чем таком не просил. Может, с его точки зрения, жизнь иностранных туристов дороже жизни кучки корейских старух… Ох, тут я не к месту вспомнила об одном дорожно-транспортном происшествии, о котором читала, пока готовилась к поездке. На скользкой горной дороге автобус со школьниками занесло и он врезался в бензовоз. В автобусе начался пожар. Следом за ним шел другой автобус со школьниками, водитель которого попытался объехать место столкновения — и упал в пропасть. Водитель третьего автобуса со школьниками совладал с эмоциями и резко тормозить не стал, а потому врезался в бензовоз совсем чуть-чуть. В итоге в трех автобусах около сотни погибших и раненых школьников. Далее сообщалось, что Южная Корея стоит на первом месте в мире по числу ДТП с пострадавшими.
***
Спустя три часа на другом автобусе мы ехали обратно по этой же дороге. А как будто это была другая дорога. Ее успели обработать антиобледенительным составом, и она была мокрая, но не скользкая. Водитель был молчалив, а в автобусе — тонированные зеленые стекла, сквозь которые смотреть по сторонам было совершенно невозможно. И уже не хотелось. Настроение было тоскливое: мы только что побывали в парке «Миниленд», про который я читала столько восторженных откликов туристов. Мол, как здорово: не надо никуда ехать, все достопримечательности мира собраны здесь в миниатюре. Якобы сюда даже привозят школьников на уроки географии. Но мы почувствовали разочарование. Шедевры мировой архитектуры здесь перемешаны с мультяшными персонажами, и туристы с материка с одинаковым энтузиазмом фотографируются как на фоне Тадж-Махала или Пизанской башни, так и рядом с телепузиками или в карете Шрека. Ну, никакого уважения к Тадж-Махалу! Обычная туристическая попсня средней руки. По-моему, ехать туда — не стоило.
***
Вообще эти деятельные корейцы скоро весь остров превратят в сплошной туристический аттракцион. И мне это, признаться, совсем не по душе. Как-то неприятно, когда люди из родной природы и обычаев своих предков делают шоу.
Впрочем, за этим мы и приехали в Азию — чтобы узнать, как тут люди живут. Вот и знакомимся. Не обязательно же приходить в восторг. Хотя некоторые моменты заслуживают восторга.
***
Автобус высадил нас на пустынной остановке. Через дорогу — нагромождение камней и большая вывеска «Stone Park». Огромная парковка для машин — и никаких машин, ни одной. Боже, куда нас опять занесло… На пронизывающем ветру мы моментально замерзли. Но на парковке обнаружили стеклянный павильон с торговыми автоматами. Там тепло, светло, горячий кофе, бесплатная вода, салфетки и стаканчики, и даже магнитола в углу мурлычет какую-то тихую музыку. Значит, парк работает, кто-то пришел сегодня на службу и сделал то, что делает каждый день, независимо от того, высокий сезон или низкий, будут сегодня туристы или нет.
Выпив горячего какао, мы все повеселели, расслабились и побежали смотреть парк камней. Территория большая, мы пробежали ее бегом и спустились в музей камня. Спустились — потому что музей находится под землей. Там в доступной форме излагается геологическая история Земли вообще и острова Чеджу в частности, собрана большая коллекция вулканических чудес (сталактиты, сталагмиты, вулканические бомбы и прочие природные скульптуры). Специальный раздел выставки посвящен тольхарубанам — каменным дедушкам из вулканического туфа, который здесь буквально под ногами. В древние времена тольхарубаны охраняли ворота крепостей — не столько от реальных врагов (что может сделать каменный истукан?), сколько от злых духов. Сохранившиеся статуи с не по-корейски выпученными глазами свезены в музей камня со всего острова.
Как водится, после просмотра экспозиции попадаешь в сувенирный магазин. Среди сувениров — одежда из базальтовой ткани. Современные технологии позволяют вытягивать каменную породу в тонкие нити и плести из них полотно. Ткань из базальта — это не только корейский специалитет, нечто подобное производится и у нас в России, но главным образом для промышленных нужд. Ткань из базальта славится своей огнеупорностью, из нее делают пожарные рукава и спецодежду. А вот в чеджудосском музее камня я купила себе легкий прозрачный шарфик из базальтовой ткани. На вид легкий, на ощупь он довольно жесткий, зато прекрасно держит форму, как будто сплетен из проволоки. его только не делали из камня жители вулканического острова Чеджу! И посуду, и сельскохозяйственные орудия, и дома клали из камня. Но вот одежды — не делали, не было этого. Они делали одежду совсем из другого местного материала. Из плодов хурмы.
То есть ткань была обычной хлопковой, но красили ее хурмой. Расстилали материю на солнце, покрывали толстым слоем раздавленных плодов и оставляли до полного высыхания. Ткань, пропитанная соком хурмы, становилась желто-коричневой. И, это главное, гораздо более прочной.
И сейчас становится. Потому что небольшие фабрики по окрашиванию ткани существуют и сейчас. Но, конечно, прежде всего это туристический аттракцион. За небольшую плату пытливый турист может поучаствовать в изготовлении носового платка — ни на что другое у него не хватит времени и терпения. Конечно, это бред — делать носовой платок из ткани, которая боится воды. В смысле, ее надо оберегать от попадания случайных капель, потому что они могут оставить разводы. Наверное, местные крестьяне не слишком печалились из-за такого дефекта, потому что пресной воды на острове немного. За водой ходили женщины и носили ее в глиняном кувшине на спине, и так по нескольку раз в день (судя по объему кувшина). Уж наверное, после такого они считали каждую каплю.
Сегодня местные мастерские красят одежду не только хурмой, но и другими натуральными красителями. Например, полынью. Полынь придает ткани красивый оливковый оттенок. Приобрести традиционную одежду можно в любом туристическом магазине. Одежда эта дорогая. Но стоит купить хотя бы бейсболку — с надписью «I love Jeju».
***
фото: дорога после снегопада блестит как каток;в кратере Сангумбури;каменные истуканы с острова Пасхи в миниатюре (Миниленд);корейские студентки в парке Миниленд;полное собрание тольхарубанов