Дыхание севера
Если вам не доводилось бывать на севере Тюменской области и видеть, каким многоцветным там бывает снег, то посетите выставку художника Дмитрия Змановского в музее изобразительных искусств. Увидите все своими глазами.
Почти каждое полотно (а их на экспозиции около сотни) — это отдельный сюжет.
— Дмитрию Змановскому 80 лет, и почти все жизнь он прожил в поселке Кондинское Ханты-Мансийского округа, — рассказывает куратор выставки Александра Ефимова. — Я тоже родилась в этом поселке и могу с уверенностью сказать, что узнаю почти каждый уголок этого поселения, запечатленный на полотне.
Специального образования у Дмитрия Михайловича нет, переносить на полотно свои мысли и чувства он научился сам.
Рисовать будущий художник хотел всегда. Он умудрялся находить клочки бумаги и карандаши даже в послевоенное время, когда в сибирской глубинке это было делом проблематичным. Семья (отец рано умер, и шестерых сыновей воспитывала только мама) не всегда разделяла интересы Дмитрия Михайловича. В те годы рисование считалось делом несерьезным, скорее, даже баловством. Поэтому мальчику Диме приходилось осваивать искусство рыбака, заготавливать на зиму корм скоту, словом, делать все для того, чтобы помочь семье прокормиться.
— По профессии Дмитрий Михайлович — бухгалтер, — говорит куратор Александра. — Но этот скромный работник с бумажками и цифрами по выходным писал картины. Писал, в основном, по памяти. Впрочем, вплотную он занялся живописью только в конце 60-х годов, потеряв свою маму. Тогда он сделал копию с картины Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы». Позже Дмитрий Михайлович рассказывал, что изображенные на полотне брат и сестра (девочка делает защищающий жест в сторону младшего брата, укрывая его от грозы) живо напомнили ему о матери. Она одна вырастила шестерых сыновей, и, по рассказам художника, была самым отзывчивым человеком, какого он только встречал.
… Заснеженные перелески, прозрачные осенние озерца, алые всполохи неба, розовые рассветы. Юноша, забравшийся на дерево и палкой сбивающий кедровые шишки с соседнего. Каждое полотно словно дышит, иногда даже кажется, что чувствуешь свежесть осеннего воздуха, который сочится с холста, или слышишь скрип снега под копытами лошади.
— Пейзаж — это основное направление в творчества Змановского, — комментирует Александра. — Однако посмотрите, здесь представлена и серия работ, созданная художником по рассказам старожилов районов. Они иллюстрируют особенности быта ненцев, манси.
Экспозиция и вправду словно дышит севером, она пронизана им, рассказывает истории и знакомит с людьми.
***
фото: картины из личной коллекции автора;этюдник Дмитрия Змановского – экспонат выставки;Александра Ефимова, искусствовед-куратор выставки;«Встреча на постоялом дворе»