Театр и драматург: мы странно встретились
«Пьеса была такая старая, что никак не могла сойти со сцены», – пошутил Станислав Ежи Лец. Хочется продолжить: пьеса была такая юная, что никак не могла взойти на сцену.
С каждым днем, с каждым часом пьес все больше и больше, но театры предпочитают классику. Театры безнадежно устарели и не могут догнать сегодняшний день? Авторы пьес, конечно же, согласны с таким утверждением. Зато режиссеры и актеры скажут, с некоторыми оговорками, что новые тексты плохи.
Посмотрим на тюменскую афишу. В театре драмы найдем четыре камерные постановки по современным пьесам: «Зима» по Е. Гришковцу, «Школа с театральным уклоном» по Д. Липскерову, «В зрачке» по М. Курочкину, «Мойщики» по Я. Пулинович и П. Казанцеву.
На большой сцене шли «Семеро святых из деревни Брюхо» по Л. Улицкой и «Яблочный вор» по К. Драгунской. Все перечисленные постановки можно считать удачными, в той или иной степени. По крайней мере, они не пятнают репутацию театра.
К перечню современных названий можно присоединить, поднапрягшись, комедии Рэя Куни и Кена Людвига, «Последнюю женщину сеньора Хуана» по Л. Жуховицкому и «Невинные игры» по Анри Мантону. Однако эти пьесы не обладают отчетливым свежим вкусом, а постановки по ним, за исключением «Невинных игр», свидетельствуют о деградации театра.
В «Ангажементе» шли «Очень простая история» по М. Ладо, «Марьино поле» по О. Богаеву, «Хорошо птичке в клетке» по В. Сигареву, прошлым летом появилось «Чемоданное настроение» по А. Богачевой, осенью – «Птица Феникс» по Н. Коляде. Это лучшие спектакли репертуара. И, что примечательно, почти все они поставлены по пьесам уральцев.
В Екатеринбурге существует драматургическая школа Николая Коляды. О ней знают не только потому, что многие колядовцы владеют мастерством и талантливы. Учитель, как это теперь говорится, продвигает учеников. Издает сборники, организует публикации в журналах и альманахах, апробирует пьесы на публике в своем театре, устраивая актерские читки. Несет искусство в массы, и очень активно, энергично. Не полагается на случай, который вдруг да сведет драматурга с театром. «Пристраивает» учеников. Например, те же «Мойщики» появились в Тюмени благодаря протекции Коляды.
Радеет он, впрочем, не только о своих птенцах. Ежегодно проводит драматургический фестиваль «Евразия», в котором участвуют авторы со всей России и из бывших советских республик. Пьесы участников можно найти в Интернете на сайте конкурса. И их тоже «продвигают».
Коляда – не единственный театральный пассионарий Екатеринбурга. В ТЮЗе с подачи Олега Лоевского регулярно проходят лаборатории и семинары по современной драматургии, где пьесы презентованы в актерских читках или в эскизах спектаклей. Подобные мероприятия знакомы и другим городам, не столь уж далеким от Тюмени. Но в самой Тюмени их нет. Возможно, осенью «Ангажемент» наконец-то решится хотя бы на читки. Давно пора. Это хороший способ знакомства с новой драмой, как для театра, так и для публики. А главное, экономный. Читки не требуют больших затрат, зато могут принести доход.
Однако это лишь дополнение к полноценным спектаклям, в основу которых положены современные пьесы.
Ну и что же не так с этими пьесами? В чем причина нестыковки? Упреки со стороны театров не отличаются разнообразием: «Чернуха, порнуха, бессюжетность, авторы не знают законов драмы».
Говорит молодой режиссер, который, по идее, должен знать, как ставить пьесы своих ровесников, хотя бы в силу возрастной принадлежности и схожего мировоззрения: «Я не большой любитель современной драматургии, она для меня не является поводом для сочинений, потому что в ней нет парадоксов, нет исследования человеческой души».
Самый мягкий из упреков прозвучал недавно в интервью Олега Басилашвили: «Сегодня наши драматурги, по сути, возвращаются во вчерашний день, когда пишут пьесы в стиле абсурда».
Значит, мало того, что современники пишут непонятно, они еще и морально устарели, повторяют пройденное. Довольно часто приходилось слышать «это уже было» из уст скучающих завлитов, чья задача – искать в массе текстов свежее и интересное. Создается впечатление, что они ворочают горы, но ничего хорошего не находят.
Однако это впечатление обманчиво. Большинство завлитов, а также режиссеров, и тем более актеров, НЕ ЧИТАЮТ пьес. О, они говорят, что читают. Они приведут в доказательство несколько названий. И им самим кажется, что они действительно ворочают горы…
А в основном происходит так: режиссер вспомнил, что в юности видел спектакль по какой-то пьесе, нашел эту пьесу и поставил, потому что она отвечает его эстетическим запросам пятидесятилетней давности, ничуть не изменившимся за всю его театральную деятельность.
Теперь продолжим цитату из Басилашвили: «Современная драматургия существует, надо только, чтобы наша литчасть занималась не разгадыванием ребусов на компьютере, а поиском пьес!»
На колу мочало, начинай сначала.
***
фото: тот самый Коляда, и, конечно, рукопись пьесы