Смена умников и умниц
Рядовому журналисту далеко до одаренного ребенка
В лагере «Остров детства» закончилась смена «Одаренные дети». 70 умников и умниц – победители областных, районных и городских олимпиад – провели шесть насыщенных событиями дней на Верхнем Бору. У старшеклассников был плотный график с раннего утра: предметные часы, мастер-классы, встречи с интересными людьми… Хотя основная задача смены – подготовка к областным олимпиадам, но, по словам начальника отдела организационно-педагогической работы ТОГИРРО Галины Матвеевой, на смене нет детей, которые были бы «зациклены» на чем-то одном. Им предложены самые разнообразные виды деятельности, и ребята берут от занятий все.
Мы с фотокором попали на «Остров детства» во время проведения мастерклассов. И были немало смущены после того, как ничего не смогли угадать в игре «Что? Где? Когда?». А вундеркинды щелкали задачки как орешки. Ну, разве можно понять, что такое «у мужчин, как труба, а у женщин, как цветочная клумба». Умники отвечают – «шляпа». Те же дети, которые, казалось бы, не должны знать и хотеть ничего, кроме своих математик и информатик, в соседнем кабинете смело танцуют фламенко – готовятся к вечернему балу. В зале рядом – всего-ничего – преподаватель вуза обучает структуре написания научной работы. Море терминов, которыми дети жонглируют, как мячиками…
Беседа со знаменитостью
Накануне умники и умницы в игровой форме «беседовали» с актером и режиссером драматического театра Михаилом Заецом. Вечером четвертого дня ребятам посчастливилось задать вопросы Владимиру Загвязинскому, профессору, академику Российской академии образования.
На встрече ребята спрашивали у Владимира Ильича, способствует ли принудительный труд развитию способностей; допускает ли знаменитый педагог, что человек не может развивать свои умения? Загвязинский мудро и обстоятельно ответил, что, возможно, то, что начато принудительно, по окончании работы принесет хороший результат, и удовлетворит принуждаемого настолько, что это станет делом его жизни. А развитие способностей не всегда происходит моментально. Некоторые все схватывают на лету, у других более долгий срок «обучаемости». Но научить человека, развить его интеллект всегда можно.
Цель одаренного человека по Загвязинскому – адекватно оценить свой уровень притязаний и наметить идеал. Когда человек поверит в идею, будет над ней неустанно трудиться и думать о ней, – тогда она «прорывается». Пример – как Менделеев во сне увидел свою знаменитую таблицу. Загвязинский уверен, что модный сегодня индивидуализм не даст позитивных результатов. Есть такой термин, как «сотворчество», и не нужно о нем забывать. «Смотрите на жизнь трезво, выбирая свой путь», – резюмировал педагог.
Встречи на теплоходе
В последний день смены мы с «Одаренными детьми» прокатились на теплоходе по Туре. Отличная солнечная погода, вожатый с гитарой, поющий русский рок – ДДТ, «Кукрыниксы» и «Чайф». Уединившиеся парочки, которым нет дела ни до красот по берегам, ни до веселья друзей. Я разговариваю с ребятами о впечатлениях смены. Создается показательно разношерстная картинка. Так и должно быть, – ведь все дети – индивидуальности. Катя и Лариса, «активисты из «Мамонтенка», совершенствовали русский язык:
– Здесь все было суперздорово! Преподаватели произвели такое грандиозное впечатление! После таких учителей хочется учиться, продолжать заниматься любимыми предметами! Жаль, что смена короткая!
Артем попал сюда, потому что занял второе место в научно-практической конференции по социальной теме «Детская беспризорность». Кстати, вопросы профессору Загвязинскому задавал именно этот общительный юноша:
– Смена – это нечто невообразимое, это что-то с чем-то! Это интеллигентные люди, у которых присутствует определенный уровень образования. С ними приятно общаться: не сквернословят, разговор чистый. Просто идеальные вожатые Кирилл и Маша. Мы время проводили с пользой, с пользой и еще раз с пользой!
Подхожу к двум юношам, которые не участвуют в общем веселье. Оказывается, это – победители олимпиад. Макар Красноперов занял первое место в областной олимпиаде по информатике:
– То, что преподавали на смене, я уже давно знаю. В Тюмени хороших учителей информатики, профильных классов практически нет. Буду учиться с этого года в лицее при ТГУ, – надеюсь, что там есть достойные преподаватели. Информатика предполагает наличие тех знаний, которые не даются в школе. Все знания нарабатываются практикой, постоянное решение задач. Я думаю, выберу такую отрасль, как компьютерная безопасность. Смена? Люди хорошие, все нормально.
Павел Прядко в девятом классе занял второе место во всероссийской олимпиаде по географии. На мой вопрос, не трудно ли зубрить названия рек и городов, с усмешкой отвечает:
– Я сейчас уже ничего не зубрю – с шести лет занимаюсь географией, практически все знаю. Предмет очень нравится. Поступлю или в ТГУ, или в МГУ. На смене были очень хорошие преподаватели и различные задания, которые мы выполняли командой. Вообще был очень дружный коллектив.
…После прогулки прошли по городу – дарили тюменцам воздушные шары и открытки, которые можно подарить своим учителям (их ТОГИРРО, организатор смены, «уже давным-давно – три года» раздает своим воспитанникам). А прохожие, должно быть, и не догадывались, что берут подарки из рук не просто веселых детей в белых футболках с надписью «Академия успеха», а у тех, кто завтра будет гордостью российской, а то и мировой науки.
***
фото: подарки от «Тюменского курьера»;подарки от «Тюменского курьера»;профессор Загвязинский учит, как достичь успеха