Инновации, открывающие границы
Проекты-победители областного конкурса инновационных проектов будут представлены сегодня на стендах специализированной выставки «Нефть и газ. Топливно-энергетический комплекс».
Департамент стратегического развития Тюменской области разработал комплексную систему мер по продвижению инновационных проектов в рамках областной целевой программы «Основные направления развития научно-инновационной сферы на 2008-2010 годы». С работами победителей конкурса можно будет, в частности, ознакомиться на стендах специализированной выставки, в областном инновационном вестнике или на сайте тюменского технопарка.
Представляем интервью с одним из лауреатов инновационного конкурса в рамках номинации «Успешный старт». Знакомьтесь – Игорь Глухих, доктор технических наук, профессор кафедры информационных систем ТГУ, генеральный директор фирмы «Альтаиста», разработавшей проект регионального строительного интернет-портала и отраслевой информационно-поисковой системы «Elport».
– Игорь Николаевич, как вы воспринимаете такую победу?
– Участие в конкурсе – не только возможность показать себя, но и посмотреть реакцию умных людей на твое изобретение. А победа в конкурсе – это высокая оценка, которая означает, что мы движемся в нужном направлении.
– В чем актуальность вашего проекта?
– Кроме необходимости и актуальности, есть еще и интерес к теме самих разработчиков, в том числе молодых талантливых ученых – студентов, аспирантов ТГУ, экспертов предметной области. Нам хочется создать такой проект, такой портал, который станет деловой средой для компаний-производителей, поставщиков, покупателей услуг. Но, помимо личных интересов, есть еще и то, что называется «текущие тенденции развития общества». Интернет становится частью бизнеса, а не просто каналом получения информации и развлечением.
– Кому и в чем ваш проект может оказать помощь?
– Прежде всего, небольшим компаниям, которые могут использовать Интернет для продвижения своей продукции. Интернет – такая уникальная информационная среда, которая гораздо в большей степени, чем радио- и телеэфир, позволяет доносить идеи до людей, общаться с потенциальными партнерами и потребителями. Это уже новый маркетинг.
Наш проект – не единственный строительный портал в сети, есть и более старые проекты, которым уже лет по десять, но они являются просто информационными порталами, где акцент делается на объем информации, а не на коммуникационную среду.
– То есть в своем проекте вы сделали упор на коммуникации?
– Мы предоставляем участникам проекта возможности различного коммуникативного плана: рассказывать о себе, публиковать статьи на специализированном портале, «выкладывать» новости, прайс-лист, анонсы.
– И что в этом инновационного?
– Уникальный компонент нашего портала – строительная информационно-поисковая система. Информационных систем в Интернете много, но по заданному запросу они ищут везде и не всегда находят. Наша поисковая система ищет сугубо по сайтам компаний.
– То есть можно сформулировать запрос и найти, какая строительная компания и какие услуги предлагает на рынке?
– Да, а также все, что касается производства строительных товаров и услуг. Если набрать поисковый запрос: ремонт квартиры или название строительного материала, то выйдут ссылки на сайты компаний, которые этим занимаются, а не ссылки на новостные или развлекательные порталы, которые к строительному бизнесу отношения не имеют. Это своеобразная «изюминка» нашего проекта.
– Есть ли у проекта дальнейшие перспективы развития?
– Свою идею мы будем развивать и дальше. Открою небольшой секрет: мы собираемся в течение ближайших месяцев запустить новый подраздел взаимного общения, обмена предложениями и объявлениями. Такое предложение на сегодняшний момент является уникальным способом получения подробной информации о строительном рынке.
– Насколько сейчас востребован ваш проект?
– На данный момент у нас более 5 600 компаний, которые зарегистрированы на нашем портале и публикуют о себе статьи. Хотя, в определенном смысле, сейчас мы несколько ужали свободу действий, решили перевести проект на коммерческие рельсы. Раньше доступ к нашим ресурсам был свободным и бесплатным, теперь пользование сервисом предполагается на условиях абонентской платы. Но она более чем доступна. Напимер, за возможность безгранично рассказывать о себе в течение года абонент должен заплатить порядка 10 тысяч рублей.
Есть и еще одна особенность нашего проекта. Малые компании, не обладающие большими денежными ресурсами, как правило, не имеют возможности создать сайт в Интернете, разрекламировать его, продвинуть и сделать высоко посещаемым. Наш портал создает для них профессиональную среду. Здесь можно выделить себя на фоне других участников, показаться неограниченному кругу потенциальных потребителей, продемонстрировать свои возможности. На Интернет-сайте это сделать легче, чем в одиночку. Мы фактически представляем малому бизнесу возможности виртуального Интернет-офиса.
– За какое время портал наработал аудиторию – почти 6 тысяч компаний в каталоге?
– Мы начали в 2005 году. Долгое время работали в экспериментальном режиме. А в 2007-м начался новый этап развития. Проект получил финансирование государственного «Фонда поддержки малых предприятий в научно-технической сфере» (так называемый фонд Бортника). Он получил свое название по имени его бессменного директора Ивана Михайловича Бортника, в прошлом руководителя Госкомитета СССР по науке и технике. Фонд хорошо известен высокотехнологичным предприятиям, его финансирование получали многие отечественные ИТ-компании.
В 2007 году финансовую поддержу фонда получили и мы. По условиям конкурса была образована компания «Альтаиста», которая и стала грантополучателем. Первый этап взаимодействия с фондом мы успешно прошли, получили хорошие результаты, планируем выходить на следующий уровень. Разработали новый бизнес-план, который предусматривает получение нового финансирования фонда и привлечение внешних инвесторов, что даст возможность сделать еще один проект в развитие существующего.
– Есть ли у вас «наполеоновские планы»?
– Ставить себе потолок нет смысла, но если говорить о больших планах, то можно сформулировать их таким образом: создать проект деловой среды профессиональных коммуникаций, которая стала бы известна на уровне не только всей России, но и в целом Рунета. По своим возможностям она могла бы быть сравнима с известными сегодня проектами типа Рамблер и Яндекс. Только наш проект – специализированный, с ориентацией на малый и средний бизнес.
– Строительная отрасль позволяет ставить перед собой такие грандиозные цели?
– Эта отрасль сегодня быстро развивается, а строительный бизнес является интегратором многих направлений в экономике. Поскольку это не только недвижимость, но и грузоперевозки, производство материалов, в том числе новых. Благодаря нашему порталу мы получаем статьи о производстве новых материалов. Наш портал становится местом, где можно найти информацию о принципиально иных технологиях.
Мы не замыкаем границы проекта строительным каталогом, мы изначально расширяем их.
***
фото: Игорь Глухих