X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Помочь или просто не мешать?

На слуху у нас чаще всего названия крупных производств. О существовании же некоторых предприятий малого бизнеса тюменцы и не догадываются.

К гигантам доверие обывателя понятно: если большой и разрекламированный, значит, надежный. Но жизнь сложна. Случается, что крупный завод исчезает по тем или иным причинам. Однако успевает дать жизнь одному, а то и нескольким предприятиям – средним и малым.

Примерно так случилось с Тюменским авторемонтным заводом. Был и нету. Сейчас на его территории располагаются бок о бок цеха машиностроительного завода и ЗАО «Производственно-технический комбинат».

Директор комбината Сергей Диденко вспоминает:

– Авторемонтный завод имел очень много долгов и, в конце концов, обанкротился. Мы (как и машиностроительный завод) выкупили часть оборудования и наладили собственное производство.

Сегодня завод выпускает запчасти, а комбинат занимается ремонтом отечественных и импортных автомобилей. Делают все, что можно делать с автомобилями: капитальный ремонт двигателей и топливной аппаратуры, кузовной ремонт, жестяно-сварочные работы…

Правда, в цехах комбината в основном – отечественные авто: может, наши ломаются чаще, может, ремонт иномарок требуют от мастеров особых умений и знаний. Половина сотрудников комбината – люди в возрасте, работавшие еще на авторемонтном заводе. Они-то и ремонтируют легковые машины, а также «газели», «зилы», «уазы», автобусы школ, детских садов, подростковых клубов… Кстати, так называемые бюджетники, по словам Сергея Диденко, поставляют комбинату большой процент заказов. На вопрос, есть ли для таких клиентов скидки, директор ответил:

– У нас и так цены невысокие по сравнению с автосервисами города, отсюда и зарплата сотрудников довольно низка для нашей сферы. Слесарь получает тысяч двадцать, и это часто вызывает удивление: почему люди все еще работают у нас? А я и сам объяснить не могу. Как это назвать – привычка, приверженность профессии, энтузиазм? Жаль только, что присущи они в основном опытным мастерам, людям предпенсионного возраста.

Переживает Сергей Валентинович и за нынешнюю систему профессионального образования – кто придет осваивать рабочие специальности? На комбинате старожилов даже большинство. А кто приходит из молодых, те задерживаются не надолго: уходят в водители такси, например. Мол, и грязно на производстве, и зарплата меньше. Сергей Диденко считает: «Хорошо бы собрать «круглый стол» с руководителями предприятий и учебных заведений, обсудить, как поднять престиж рабочих профессий».

… Диденко не дает своему предприятию четкого определения – малый бизнес или средний – но о том, что еще с прошлого года власть решила оказывать поддержку подобным производствам, он, конечно, знает. Хотя поддержки предприятие, в общем-то, не просит, скорее, есть просьба – не препятствовать.

А препятствия самые разные, рассказывает директор комбината:

– Например, постоянные проверки. Частые наши гости – Ростехнадзор и пожарные, специалисты «Северрегионгаза». Первые проверяют документы и разрешения, какие только существуют. Пока все покажешь, представляете, сколько времени уходит? То же и с пожарными и «газовиками». Поставили мы отопительные газовые котлы, к ним пришлось приобретать счетчики за 150 тысяч рублей. Теперь требуется ежедневно – ежедневно! – давать отчет о расходе газа.

О кредитах предпринимателям Сергей Диденко тоже знает, но пока такой возможностью не воспользовался:

– Предложений взять кредит от банков приходит очень много. Ну,

вот мог бы я взять у Сбербанка полтора миллиона рублей на приобретение круглошлифовального станка. Смогли бы обрабатывать шесть коленчатых валов в день, каждый стоимостью в тысячу рублей. Итого дневная выручка – шесть тысяч. А когда такой станок окупится? Вот и думаем, стоит ли брать такой кредит…

Экономический кризис тоже успел сказаться: заказов стало меньше (стройки, например, останавливаются, пусть даже на время – следовательно, и машины ломаются реже). Но зарплату рабочим предприятие выплачивает вовремя, пусть и небольшую, и до сокращений пока не дошло.

Несмотря на нехватку специалистов и тормозящие дело разного рода проверки, производственно-технический комбинат по-прежнему делает свою работу – ремонтирует автомобили. И просит власть если не помочь, то хотя бы не мешать. Может, и правда стоит пересмотреть программу поддержки малого бизнеса, о чем шел разговор на октябрьском заседании городской Думы?

По словам депутата Сергея Коробова, саму программу пора сделать иной, изменить подходы к распределению средств, посмотреть на весь этот материал по-другому, иначе в течение ближайшего времени и «помогать станет некому».

И, наверное, позиция «не мешать» – это не совсем то, к чему мы изначально стремились…

***
фото: Сергей Диденко;панорама цеха

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта