Дальние странствия тюменских катеров
65 лет назад на Тюменском судостроительном заводе началось строительство торпедных катеров типа «123-бис» под названием «Комсомолец».
Этим скоростным судам судьба отпустила ровно двадцать лет боевой жизни.
«Москиты», оснащенные двумя торпедными аппаратами калибра 533 мм и крупнокалиберным пулеметом ДШК-12,7 мм, приняли участие в морских операциях на Балтийском и Черном морях на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Участвовали «Комсомольцы» и в войне с Японией.
Эти факты широко известны. Однако то, что эти торпедные катера в послевоенное время несли боевую службу на флотах иностранных государств, до настоящего времени не афишировалось. Лишь сейчас, по истечении срока давности, появилась возможность рассказать об иностранной миссии «Комсомольцев».
Известно, что ТКА 123-бис строились на стапелях по улице Новгородской и после Победы – с зимы 1946 года до лета 1947-го.
Последние четыре «вымпела» отправились по железной дороге во Владивосток 8 августа 1947-го.
… Осенью 1948 года, в ответ на просьбу «великого вождя корейского народа» Ким Ир Сена (в недавнем прошлом капитана Красной Армии) об укреплении «плавучей мощи Страны Утренней Свежести», Герой Советского Союза капитан 1-го ранга Михаил Малик привел из дальневосточной бухты Улисс в Пхеньян дивизион торпедных катеров.
Для пущей важности дивизион корейцы переименовали в бригаду. Ее возглавил капитан 1-го ранга флота КНДР Пак Е Дын, а советником стал Герой Советского Союза, знаменитый черноморский и тихоокеанский катерник, капитан 3-го ранга Василий Быков.
Летом 1950-го тюменские катера типа Г-5 успешно атаковали англо-американскую эскадру у побережья Северной Кореи и нанесли тяжелые повреждения одному из английских крейсеров. «Комсомольцы» в боях на море не участвовали и составляли «могучий резерв великого вождя и Солнца Кореи»…
В том же 1950-м катера, построенные в Тюмени, появились и в составе военно-морского флота КНР. Три «Г-пятых» и два «Комсомольца» подняли на гафелях китайские вымпела, а Герой Советского Союза Сергей Котов из 2-й Новороссийской бригады ТКА Черноморского флота с августа 1950-го по февраль 1952-го обучал моряков «Поднебесной».
Тюменские «москиты» несли службу и в составе ВМФ Польской Народной Республики. Известно то, что один из военно-морских советников, Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга Василий Старостин неоднократно выходил в море на катерах 123-бис под вымпелами флота ПНР.
В июле 1962 года «Комсомольцы» из Тюмени появились и на острове Свободы. По соглашению между правительствами СССР и Республики Куба 12 торпедных катеров составили основу 1-й бригады Революционных военно-морских сил Кубы, советником которой являлся Герой Советского Союза Владимир Алексеев.