X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Счастье говорить и слышать

Первые слова – «мама», «папа» и другие – большинство из нас произносят в раннем детстве. Но бывает, когда это невозможно из-за болезни.

Слабослышащие дети могут начать членораздельно говорить и в более позднем возрасте – лет в шесть, семь, а то и в двенадцать: все зависит от того, когда начать с ними заниматься. Директор тюменской коррекционной школы N 77 Людмила Кулиева объясняет:

– Если ребенок плохо слышит, то и звуки он не может произнести правильно. Соответственно, развитие речи происходит медленно. У нас есть детишки с ослабленным слухом, долгое время жившие в интернатах для глухих – с кем им было там разговаривать? Учится еще мальчик из Урая, он в 12 лет пошел в первый класс – в его городе коррекционной школы не было…

В тюменскую школу N 77 принимают по рекомендации врача-сурдолога детей слабослышащих и поздно оглохших. Всего сейчас – 94 ученика в возрасте от шести до 12 лет. Самый старший – тот самый мальчик из Урая. Осваивают программу девяти классов, только времени на это нужно чуть больше, чем другим детям. Например, тот материал, что в массовой школе проходят за год, здесь занимает два года.

В классах – не больше десяти человек, что облегчает работу и детям, и педагогам.

Учителя в школе знают: их ученики – самые обычные дети, только в силу ослабленного слуха у них словарный запас меньше, чем у остальных. Уроки длятся сорок минут, предметы всем нам привычные. Математика, литература, русский язык, физкультура…

Однако в младших классах введены специальные музыкально-ритмические занятия, фонетическая ритмика и предметно-практическое обучение. Последнее похоже на привычные уроки труда, только польза от него еще и для здоровья: дети развивают мелкую моторику, изучают пальчиками различные материалы – это помогает улучшить речь.

Людмила Кулиева: – Слух мы детям восстановить не можем, только учим правильно говорить. Они привыкают считывать с губ (так проще понять собеседника), используют дактиль, то есть обозначают буквы жестами и таким образом складывают слова. Многие освоили язык жестов, так как живут в семьях, где родители – глухонемые. Но пользуются этим языком только на переменах; на уроках мы запрещаем – и все для того, чтобы ученики пытались разговаривать, тренировались в произношении.

… Идет перемена. Звонок еще не прозвенел (дети его, кстати, слышат он громкий); можно бегать и играть. Людмила Васильевна останавливает мальчишку: «Что надо сказать? Привет!» Тот смущенно пытается правильно поздороваться, улыбается – увы, не все звуки подвластны первокласснику. Людмила Васильевна утверждает: когда он закончит школу, говорить будет практически как все мы, только, возможно, останутся дефекты произношения.

Для занятий по коррекции речи есть в школе специальные классы. В них стоит новое оборудование, причем, не отечественного производства. Наши аппараты улавливают все посторонние шумы и направляют их в наушники. Ребенку больно, наушники он сбрасывает – урок прекращается.

А вот если использовать верботональный метод (как научили хорваты тюменских учителей-дефектологов), то заниматься можно хоть весь день. Сначала учатся произносить звуки, потом – звукосочетания. Так получается, что проще всего произнести «ма» и «па» – а там недалеко и до обращения к любимым людям, маме и папе.

В одном из классов ученик четвертого класса Женя сидит на специальном стуле в наушниках. Учитель-дефектолог Нина Кржевинская, прикрывает рот ладонью, говорит в микрофон: «Не читай по губам!»

Жене поставлена задача: повторять те звуки, что он слышит из наушников. Низенький стул вибрирует и передает звук через все тело мальчика: получается двойное воздействие. Пока Жене сложно выговаривать слоги и слова, но он скоро научится. Только нужно заниматься регулярно, минут по двадцать в день…

В соседнем классе подобное занятие проходит у Артема и учителя Надежды Уложенковой. Надежда Ивановна разговаривает с ребенком в микрофон, а губы прикрывает пластмассовой пластинкой: пусть Артем тренирует слух, а не пользуется «подсказкой».

… Коррекционная школа N 77 существует с 1992 года. Выпускники прошлых лет, по негласной традиции, приходят 1 сентября, чтобы поздравить своих учителей с праздником и поблагодарить за те первые слова, что ребята произнесли здесь – в школе.

***
фото: Нина Кржевинская учит Женю правильно произносить звуки;Нина Кржевинская учит Женю правильно произносить звуки;Нина Кржевинская учит Женю правильно произносить звуки;Нина Кржевинская учит Женю правильно произносить звуки;Нина Кржевинская учит Женю правильно произносить звуки;Нина Кржевинская учит Женю правильно произносить звуки

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта