Вечное соло Дон Кихота Ламанчского
Читая книгу, вы рисуете в своем воображении лица главных героев, бархатные пейзажи, пытаетесь почувствовать боль, ненависть, любовь…
Книга – это живое существо, она дышит. Автор, который сотворил ее, дает жизнь и своим героям… Мигель Сервантес придумал удивительный образ Дон Кихота и создал свое вечное произведение – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
17 ноября тюменцам удалось увидеть Дон Кихота и его преданного слугу Санчо Панса на сцене филармонии. К нам пожаловал Русский национальный балетный театр. Художественный руководитель театра – заслуженный артист России Владимир Моисеев, балетный постановщик – столь же заслуженный Евгений Амосов. Оба, кстати, являются и художниками по костюмам.
О Русском национальном
Этот театр приезжает к нам уже не первый год, и ничего, кроме качественной, сильной и органичной постановки, вы от него не ожидаете. Наш театр пользуется славой и за рубежом, и на Родине. В репертуаре Русского национального – «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» и много других живых работ. Все это к нам уже привозили. На «Лебедином…» я была четыре раза.
Что касается хореографии… Любую незначительную помарку, случайное падение или неточный акцент артисты театра скрашивают прекрасным умением общаться с залом. Искренние улыбки, живые глаза, блестящая актерская игра каждого танцора… Да, пожалуй, я хвалю наш балет, но не восхваляю.
Испанские мотивы
Музыка – от греческого «муза», то есть мысль. Представлю, сколько мыслей и чувства вложил величайший австрийский композитор, скрипач и дирижер Людвиг Минкус, чтобы отразить в музыке, сотворенной для «Дон Кихота», настоящую, бурлящую и неравнодушную жизнь. В музыке Минкуса есть и испанская коррида, и кокетливый звук кастаньет, и трубы, извергающие пламя победы, и какая-то торжественность.
В России Людвиг Минкус как композитор дебютировал в 1862 году. По заказу балетмейстера Артюра Сен-Леона он написал антракт для возобновленного в Большом театре балета Адольфа Адама «Орфа». А в 1869 году сотворил для хореографа Мариуса Петипа балет «Дон Кихот».
… В этот вечер, глядя на отточенные, профессиональные движения артистов, я диву даюсь, насколько они живут этой музыкой, как точно юная балерина Гюзель Сулеманова делает акцент кистью руки вверх и грациозно поворачивает голову в такт музыке.
На сцену и в зал
Постановка «Дон Кихота» отличается легкостью восприятия и последовательностью действия.
Первое действие, как в любом балете – это представление артистов, сольные номера. Далее – описание события и кульминация. Теперь представьте: сидим мы с вами в зале, пытаемся понять суть музыкального спектакля, а перед носом еле волочатся опоздавшие зрители. Кто-то чинно, а кто-то наступает на ноги. В зале присутствуют и студенты, и преподаватели. Есть здесь представители нефтегазового университета – особо буйные колотят ногами по полу, либо от восторга, либо потому что сидят на морском еже… В общем, продемонстрировав свою известную ущербность, часть публики наконец-то рассаживается по местам.
Все мы люди разные, и ожидать одинаковой реакции на балет нельзя. Может, иных людей сюда насильно привели?
Радует, что аплодировать тюменцы умеют. Когда Базиль в исполнении Дмитрия Марасанова, поскользнувшись, падает возле кулис, зал взрывается аплодисментами. Видимо, это поддерживает Базиля, и он заканчивает свое выступление блестяще.
Основных действующих лиц в «Дон Кихоте» двенадцать. Дон Кихота танцует Олег Трусов. Правда, слишком уж второстепенная роль ему отведена, зато запоминающаяся. Одна сцена «сон Дон Кихота» чего стоит. Цвета сна – голубой, сиреневый, белый. Наш Дон словно растворяется во сне, пропадает, но Санчо Панса не дает дремать… Кстати, можете себе вообразить толстяка Санчо, легко садящегося на шпагат? В балете, знаете ли, все возможно.
На мой вкус, филармония сделала достойный подарок жителям города и ценителям искусства. За долгое время сотрудничества с Русским национальным балетным театром филармония обросла постоянным зрителем, который обязательно придет на очередную программу этого очаровательного коллектива.
17 ноября зал был почти полон, это говорит о духовном росте горожан. Правда, скуп наш зритель на цветы, хоть и бесконечно восторжен.
***
фото: