X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Лавина с мусорных полигонов

19 ноября в Тюмени закрыт один из двух мусорных полигонов – на Московском тракте.

Для города с населением почти в 600 тысяч это может стать существенной потерей. Тем более что законсервированный полигон принимал большую долю твердых бытовых отходов. Из 1819 тысяч кубометров, отвезенных в прошлом году мусорщиками на городские свалки, 976 тысяч пришлись на «Московский». Тенденция не поменялась и в этом году. За восемь месяцев эта свалка пополнилась еще на 600 с лишним тыс. кубометров всякого хлама.

Поэтому громом среди ясного неба на постоянной комиссии городской Думы по развитию жилищно-коммунального комплекса прозвучало сообщение, что предприятию «Ваш выбор», координирующему работу городских мусорных полигонов, не продлена лицензия на полигон «Московский».

Главными причинами случившегося директор департамента ЖКХ Геннадий Зверев назвал: а) полигон исчерпал свои эксплуатационные возможности; б) здесь не соблюдаются технологии хранения твердых бытовых отходов.

На самом деле ситуация внезапной и чрезвычайной стала только для части тех, кто присутствовал на комиссии. Родилась она не в этот день, и не в зале заседаний. Предприятие «Ваш выбор» было предупреждено о том, что срок лицензии истекает летом 2009 года. Осложнялось все тем, что вступил в силу новый Лесной кодекс, который ужесточил правила пользования землей в зеленой зоне города. Именно в эту охраняемую зону попадали земли «Московского». Здесь федеральным законодательством не разрешена организация мусорных свалок. Надо было срочно искать варианты замены. Но срочно не получилась.

Чтобы компенсировать потерю, предложили четыре варианта размещения площадок под новый полигон. Три из них, по разным причинам, отпали. После детального изучения выбрали ту, что находится в южном направлении города, площадью около 30 гектаров. Выполнили комплексные изыскания, разработали проектно-сметную документацию. Расчетная мощность полигона составит более 300 тысяч кубометров в год. Полдела для организации нового полигона сделано, на его строительство затрачено 150 миллионов рублей. Но только половина. Возчикам мусора хватило и одного дня, чтобы понять, чем грозит городу эта ситуация.

Система вывоза мусора выстраивалась в нашем городе несколько лет. Специализированные предприятия (сейчас их в городе 15), на плечи которых ложатся сбор и перевозка твердых бытовых отходов высчитывали, что необходимо приобрести, чтобы контейнеры не переполнялись, мусор не залеживался во дворах и вовремя вывозился. За год для этих целей приобретено более двух тысяч евроконтейнеров, 272 бункера для крупногабаритного мусора, 30 мусоровозов и 21 бункеровоз.

Казалось, что все, впервые за многие годы, налаживается. Но пришла беда, откуда не ждали.

Закрытие мусорного полигона «Московский» в корне меняет картину. Маршруты возки удлиняются, «плечо» увеличивается, кратно возрастают транспортные расходы. Ни технически, ни морально предприятия к таким переменам не готовы. Там, где раньше справлялись три машины, теперь и на четырех не успеть.

Не готов к работе в чрезвычайных условиях и единственный оставшийся полигон – «Велижанский». Представители предприятий-возчиков жаловались, что график его работы не соответствует возросшей нагрузке. Чтобы взвесить и выгрузить мусор, приходится отстаивать очередь. Если до пяти часов вечера не успеваешь – груз не принимают, а ночью на свалку не пустят. Дороги разбиты, подъехать трудно… Все это – потери времени, упущенные возможности: вместо трех рейсов мусоровоз успевает сделать только два.

Возчикам мусора в городе работать и так не сладко. Проезд к контейнерным площадкам во многих местах затруднен. Дворы превратились в автостоянки. Владельцы машин стремятся приткнуть свое средство передвижения на любое свободное место, даже если оно находится рядом с мусорным баком. И вместо нескольких минут, предназначенных на загрузку мусоровоза, приходится тратить в три-четыре раза больше, снова и снова заезжая для выгрузки одного и того же контейнера. Прибавьте сюда городские пробки, перегруженность магистралей, и получится, что на рейс, например, из поселка Антипино до полигона, приходится тратить до пяти часов.

Не довольны возчики и ценой вопроса. До сих пор они работают по тарифам, утвержденным в 2007 году. Повышение цен на ГСМ и электроэнергию в них не заложены.

Как разгрести эту гору «мусорных проблем», которая выросла до неимоверных размеров? Заниматься ею, как справедливо заметил председатель городской Думы Сергей Медведев, надо было начинать лет 15 лет назад. А теперь придется применять, по словам депутата Александра Захарова, «антикризисные меры», чтобы Тюмень не засыпало мусором. Ситуация с вывозом твердых бытовых отходов в ближайшее время может, действительно, сложиться критическая, констатировал Геннадий Зверев. Но обратного хода на «Московский» нет. Он закрыт навсегда.

Правда, директор предприятия «Ваш выбор» Рустам Ражев, считает, что полигон «Московский» мог бы еще поработать лет пять, пока новый не пройдет все согласования. Поздновато сделанное предложение…

Какой еще есть у города резерв времени – сказать трудно. Недавние события в Италии наглядно показали, что «мусорные» проблемы могут расти как снежный ком и быстро превращаться в неуправляемую лавину.

***
фото: во время заседания комиссии. Заместитель руководителя управы КАО Виталий Харитонов и заместитель руководителя управы ЦАО Сергей Польянов;депутат Александр Захаров;Рустам Ражев;Геннадий Зверев

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта