Одиссея Павла Иоанидиса
«… Скажи откровенно, чтоб мог я всю истину ведать: Кто ты? Какого ты племени? Где ты живешь? Кто отец твой?..» «… Если ты знать любопытствуешь, все расскажу по порядку». (Гомер, «Одиссея». Песнь XXIV.)
Случайностей в жизни не бывает. Попав на турнир по грекоримской борьбе в спортивном комплексе «Центральный», я подумала: «Если борьба греко-римская, ею, наверное, должны заниматься греки? Или римляне?» Вопрос был наивным, даже – глупым, но не покидал меня. И тогда я спросила Наталью Потанину, корреспондента «Тюменской арены»:
– Есть здесь хоть один потомственный грек, который занимается борьбой?
– Найдем! – засмеялась Наталья. И привела крепкого, коренастого юношу.
Сергей Попрушко, мастер спорта по греко-римской борьбе, победитель мирового первенства профсоюзов, оказался человеком скромным, немногословным. Мы недолго поговорили об истории борьбы, и он ушел готовиться к следующей схватке. А Потанина сказала насмешливо:
– Сережа – правнук Иоанидиса, основателя первой в Тюмени детской спортивной школы. Он, между прочим, – грек.
Мне стало стыдно: всегда лелеяла свой интерес к Элладе, к истории Древней Греции. А тут грека в родном городе не разглядела… И началось: архивы, книги, встречи…
Алекос Иоанидис, «иностранный подданный греческого государства»
Бумаги, что лежат на столе, датированы 22-м, 54-м, 62-м годами. Пожелтевшие, похожие на тонкие кленовые листья. На одном – автобиография Павла Иоанидиса. Тут же его личное дело и портрет. Иоанидис смотрит на меня чуть прищуренными глазами.
«Я, Иоанидис Павел Алексеевич, родился 6 ноября 1916 года в городе Новороссийске Краснодарского края в семье. В Тюмени проживаю с 1916 года. Образование средне-специальное. С 1939 года женат. Жена по профессии бухгалтер, в настоящее время не работает…»
Четыре строки и целая куча загадок, вопросов. Часть документов рассказывает о Павле Алексеевиче. Часть – о Павле Александровиче. И многие, с кем я разговаривала о старом тренере, тоже говорили – «Александрович». Смущает и совпадение даты рождения с датой приезда в Тюмень.
Но о том, как маленький Павел с мамой Ольгой и отцом Алексеем оказался в Сибири, Иоанидис не пишет. Зато известно, что с 1906 по 1921 год переселение в Сибирь стало для многих спасением – от войн, от голода, от безработицы… Можно предположить, что и Иоанидисы прибыли в Сибирь таким же образом. Так, из доклада «О деятельности эвакуационного стола за время с 1 января 1922 года по сентябрь сего же года», представленного властям Тюменско-Тобольской губернии, следует: «В связи с неурожаем 1921 года громадная волна переселенческого движения без всякой системы и планомерности передвижения нахлынула в пределы Тюменской губернии и города Тюмени, в частности. Переселенцы сначала двинулись в деревни, а потом и в саму Тюмень – с целью заработка». Совпадение по времени может оказаться совпадением и по причине.
Но продолжим… Известно, что у Алексея Павловича Иоанидиса в Новороссийске было свое дело – хлебопекарня, приносившая ему доход. Оказавшись в Тюмени, Иоанидис вновь организовал пекарню и принялся трудиться для блага своей семьи в новом, неизвестном для него городе. Во времена НЭПа дело Алексея Павловича приносило ему удовольствие и прибыль. А к 1930 году оно полностью обрушилось. Алексей Иоанидис, «иностранный подданный Греческого государства», был обвинен «в неуплате налогов, а также в привлечении к труду дополнительной рабочей силы», хотя сам владелец пекарни это отрицал и старался доказать обратное.
Много лет спустя, в 1948 году, в письме президиуму Верховного Совета СССР (копия – министру иностранных дел СССР Молотову) Алексей Павлович писал об этих событиях почти двадцатилетней давности: «… Я, гражданин Иоанидис Алекос Павлович, по национальности грек, являюсь иностранным подданным Греческому государству, но проживаю в СССР – Тюменская область, город Тюмень по улице Герцена, 35. Ставлю Вас в известность о том, что с 1923 года по 1929 год я с перерывами занимался мелочной торговлей бакалейными товарами из закрытого собственного своего дома. Получая обложение разных налогов, пришел к выводу, что дальнейшую торговлю вести нельзя – не по силам. В 1929 году 11 марта прикрыл торговлю, проторговав около трех месяцев, уплатил ГОРФО все причитающиеся с меня по закону, согласно окладных листов, налоги…» Иоанидис пишет, что ГОРФО обложило его и новыми налогами, объяснив, что ранее он был «ошибочно недообложенным». В результате Алексей Павлович оказался должен ГОРФО еще 1549 рублей 96 копеек.
«У меня товара в лавке на такую сумму никогда не было… Не желая осложнять вопроса, я решил сдать в аренду свой дом Тюменскому отделу связи за 1500 рублей. С нарсвязью я договорился, но ГОРФО вместо того, чтобы получить с меня 1549 рублей 96 копеек, частным путем продает мой дом Райсвязи за 1202 рубля… Иначе говоря, просто незаконно отчуждают дом без основания и всяких торгов, при стоимости дома 3707 рублей, который мною приобретен на трудовую копейку до торговли, и который я продавать не намерен…»
Вот так, обращаясь «к верхам», он на протяжении многих лет пытается вернуть имущество. Ведь помимо жилья у семьи Иоанидис были изъяты 15.000 штук кирпича, 69 штук бревен, даже комод забрали…
В 1954 году Иоанидис, уже перешедший в подданство СССР, снова пишет жалобу – председателю Совета министров Маленкову. Про несправедливо отнятый дом и недобросовестный ГОРФО: «На эту несправедливость я жаловался и в греческую миссию, и в министерство иностранных дел, в местные областные власти, и только от одного Вячеслава Михайловича Молотова получил одобряющий ответ. То налоговое дело с недоимкой этим было пересмотрено и вынесено постановление о возврате мне домовладения. Но какие-то силы заставили вмешаться в этот вопрос ОБЛФО, и решение о возврате мне дома было отменено… Я, наслышанный от народа и газет о вашем внимательном отношении к каждому человеку, обращаюсь к Вам в поисках той правды, которую я отыскивал так без-успешно в течении многих лет…»
Маленков на письмо не ответил. Дом и хозяйство Алексею Павловичу не вернули… Но одна радость у него была – вырос сын Павел. Молодой, спортивный, он, наверняка, поставил для себя цель – стать человеком достойным, нужным стране и родному городу Тюмени, гордостью и опорой для родителей…
Продолжение следует.
***
фото: Ольга Ивановна и маленький Павел Иоанидис;Алексей и Ольга Иоанидис;дом на улице Герцена, 35.