Денежки на блюдечке
Получив в окошке кассы 700 тысяч рублей, пожилая женщина воскликнула «Я не верю! Неужели это мне?!» – и упала в обморок.
При таких обстоятельствах «скорая» оказала первую помощь одной из первых получательниц страховой компенсации по невыполненным обязательствам «Тюменьэнергобанка».
«Люди перестали в свое время верить государству, но сейчас все вклады в банках УрФО застрахованы, – говорит Андрей Сергеев, руководитель представительства государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в Уральском федеральном округе. – Горького опыта, когда деньги просто «сгорали», как в начале 1990-х годов, больше не будет».
КРИЗИС «ПОКАПАЛ» И ПРОШЕЛ
Благодаря отлаженным действиям агентства в ноябре прошлого года удалось остановить отток средств из местных банков. В течение двух недель, как и положено сейчас по законодательству, начались компенсационные выплаты. Те, кто держал в банке вклады до 700 тысяч рублей, получили свои деньги сполна. А таких тюменских вкладчиков (из двух с половиной миллионов) оказалось подавляющее большинство – почти 99%.
Как сообщили представители «Урса-банка», «ВТБ-24», «Ханты-Мансийского банка», «МДМ-банка» и Сбербанка, через которых проходили компенсационные выплаты, в настоящее время около 90% вкладчиков «Тюменьэнергобанка» и «Сибконтакта» получили свои деньги обратно. А почти каждый второй, не отходя от кассы, вложил свои деньги в тот же банк, из которого получил наличность.
«Некоторые клиенты получали деньги на руки, выходили на крыльцо, размышляли и возвращались обратно. Главным для них было, что называется, пощупать наличные деньги и почувствовать уверенность, что их никто не отнимет», – рассказала директор тюменского филиала «Ханты-Мансийского банка» Татьяна Попова.
От пяти до десяти процентов вкладчиков бывшего «Тюменьэнергобанка», не явившихся за получением компенсации, имеют на балансе смешные суммы от нескольких копеек до 10 рублей и, очевидно, не видят смысла снимать эти деньги. Между тем, Агентство по страхованию вкладов не делало никакой дискриминации в этом плане. Формально получить свои 10 рублей из кассы настолько же реально, как и 700 тысяч (максимальную выплату).
Банкиры констатируют – паника остановлена. Если в октябре-ноябре тюменские вкладчики унесли из банков 42 миллиарда рублей (включая 20 миллиардов вкладов юридических лиц), то теперь деньги текут хоть и небольшим, но стабильным ручейком обратно в кассы. И с декабря по январь в банках наблюдался уже рост цифр на счетах: суммарно – около восьми миллиардов рублей, только два миллиарда из которых составили новые вклады в Сбербанк.
С ЧЕМ «ЕДЯТ» СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ?
События осени заставили людей больше интересоваться системой страхования вкладов.
По данным статистики, еще в сентябре лишь два-три процента населения могли дать уверенный ответ, что из себя представляет эта система. «Полученный вкладчиками опыт 2008 года позволяет говорить, что эта цифра выросла в несколько раз, хотя мы и не проводили новых мониторингов», – констатирует Андрей Сергеев. Агентство по страхованию вкладов едва ли обеспечит достойный отпор обвалу всей банковской системы России (фонды агентства составляют в настоящий момент 76 миллиардов рублей, тогда как всех российских вкладов насчитывается более пяти триллионов рублей). Однако при ликвидации 43 банков по всей России в 2008 году бюджет этой организации «похудел» только на 10 миллиардов рублей.
«Так что, все те, кто кричит, что банковская система на грани коллапса, не вполне понимают, что говорят, – заметил Сергеев. – Даже если все банки Тюменской области закроются, мы сможем компенсировать вклады их клиентов с запасом – размер компенсации составит 55 миллиардов рублей. А как вы понимаете, Тюменская область – далеко не маленький и не бедный регион страны… И даже если гипотетически представить, что нам не хватит средств, их обеспечит федеральный бюджет».
Откуда же изначально берутся такие большие деньги? Всего 0,13% платит банк за каждый принятый вклад федеральному агентству по страхованию вкладов. Работающих банков гораздо больше, чем закрывающихся, и их колоссальные финансовые обороты обеспечивают спокойный сон нынешних вкладчиков.
А пока, по словам представителей финансовых институтов, очереди за вкладами наблюдались у операционных касс только первые три-четыре дня после начала выдачи компенсаций. Постепенно люди поняли, что денег хватит на всех, и что никакого ажиотажа делать из этого не нужно.
И ЧТО ДЕЛАТЬ?
«Не складывай все яйца в одну корзину» – гласит старая поговорка финансистов.
Не стоит помещать больше 500600 тысяч рублей на один или несколько счетов в одном и том же банке. Лучше раздробить свои деньги по нескольким банкам, и тогда все они вернутся, даже в случае отзыва лицензий у всех этих финансовых учреждений. Причем, с процентами, начисленными по день ликвидации включительно. Единственное неудобство – валютные вклады выплачиваются в рублях по зафиксированному той же датой курсу ММВБ.
Теоретически вкладчик, не появившийся в банке, выдающем компенсацию, может не ограничивать себя в сроках, однако он должен иметь вескую причину неявки. К примеру, срочная служба в армии или командировка на Северный полюс вполне подойдут в качестве объяснения своего долгого отсутствия.
Та солидная сумма, которую обеспечит агентство по страхованию вкладов – 700 тысяч рублей – уже достаточно весомое достижение отечественных экономистов. Еще четыре года назад она составляла почти в три раза меньше – 250 тысяч. Увеличивающийся объем «кошелька» агентства позволяет гарантировать почти каждый год все большие суммы страховых выплат. По словам Андрея Сергеева, в перспективе агентство сможет перейти на стопроцентное гарантирование возврата всех денег вкладчиков без верхней планки, что уже делают в некоторых странах Европы.
Кстати, на федеральное агентство в последнее время возложены функции не только ликвидатора банков, но и их «оздоровителя» в качестве конкурсного управляющего. И, вероятно, в ближайшем будущем его функции и полномочия могут быть существенно расширены.
А ЕСЛИ ИНФЛЯЦИЯ?
На такой, казалось бы, детский вопрос, есть вполне взрослый ответ банкиров. В случае обесценивания дензнаков, те граждане, которые выплачивают ипотечные кредиты, останутся в выигрыше. Этого больше всего и боятся банки. Когда покупательная способность рубля упадет в несколько раз, а зарплата вырастет соответственно, ипотечные кредиты с фиксированными цифрами станут большой ложкой дегтя в исхудавшей бочке меда банкиров…
Однако, по мнению представителей банков, такие прогнозы при нынешнем состоянии экономики несбыточны. В определенных кругах населения, набравшего потребительских кредитов, есть и другие надежды, что с разорением банков-кредиторов их личные долги так же «испарятся».
Андрей Сергеев поспешил огорчить: «Любые долговые обязательства будут переходить к другой управляющей компании, как и активы компании. Вот только платить придется в другую кассу…»
***
фото: Андрей Сергеев