Из жизни анонимных алкоголиков
Январь – месяц сложный для наркологических бригад. Как правило, в это время обостряются психозы, связанные с употреблением алкоголя.
В этом году ситуация усугубилась и нестабильным финансовым положением некоторых семей. Даже тот, кто не попал под сокращение и ничего в зарплате не потерял, все-таки чувствует неуверенность. И выход из личного кризиса ищут по-разному. Не редкость, когда поиски ведутся на дне стакана.
Многие из тех, кто сегодня является членами группы «Анонимные алкоголики», начинали именно так. Однако самостоятельно остановиться не смогли, пришлось прибегнуть к посторонней помощи. Хотя, по словам консультанта группы «ЭйЭй» Сергея Ионова, ни один из них «не собирался быть алкоголиком».
– Сергей Геннадьевич, к вам обращаются по велению разума или сердца?
– Скорее, по необходимости. Алкоголизм – это болезнь. Затяжная и скрытая. Человек может жить с нею всю жизнь, но не считать себя алкоголиком. Он говорит: «Да нет, я не такой, я пью, как все». В России вообще грань между бытовым пьянством и алкоголизмом очень тонкая.
Правда в том, что алкоголик должен дойти до своего дна. Когда и пить плохо, и не пить – тоже. Когда уже нет ничего: ни семьи, ни работы, ни денег. Но одни, прочувствовав свое падение в полной мере, начинают думать: «Что же делать?» Последней каплей, толчком к действию может послужить любая мелочь: фраза в разговоре, передача по телевидению, прочитанная статья. Другие, к сожалению, своего дна так и не почувствуют. Мало того, образно говоря, возьмут еще лопату и углубят себе яму: «Ну вот, я еще немножко, и все».
И если алкоголик, не останавливаясь, «проскакивает» момент своего дна, у него появляется ощущение, что все его в общемто устраивает. Это начало деградации личности.
– Когда болезнь припрет человека к стенке, он обычно признает, что болен. Почему же в случае с алкоголизмом такого не происходит?
– Эта болезнь хитрая. Главный ее «козырь» – отрицание. Ложь всем и, прежде всего, самому себе. Постепенно обман вытесняет из жизни все духовные потребности и интересы, замещает религию, семью, любовь, работу, хобби. Человек становится похожим на овощ – его полили, ему хорошо, не полили – плохо. Его организм работает только с «дозаправкой». Вот вы долго сможете на корточках просидеть? Скорее всего, нет. Так и пьющий чувствует себя некомфортно без алкоголя. Выпил и как будто пересел в «кресло». В организме действует замкнутая схема по
Вот отдохну и станцую…
принципу: боль – наркоз – боль – наркоз. И разомкнуть ее может только смерть или выздоровление.
– Что сложнее всего дается новичкам вашей программы?
– Сложнее всего сбросить маску. Быть честным с самим собой. Понять, что пьешь не потому, что ушла любимая или жена, что потерял работу, не потому, что плохое здоровье и все болит, не потому, что живешь не там, где хочется… (Список «бед» можно продолжать бесконечно, если человек проецирует свои внутренние проблемы на внешнюю среду). На самом деле алкоголик пьет потому, что его организм болен. И только когда он срывает свою трагическую маску, начинает видеть все в истинном свете.
– Если человек успешно работает по программе, не пьет месяцдругой, год… Значит ли это, что все позади?
– Тех, кто участвует в нашей программе и перестает пить, мы никогда не называем «бывшими», мы говорим – выздоравливающие. Болезнь остается, даже если и не проявляется. Более того, она прогрессирует, и стоит лишь выпить рюмку, как следующий срыв будет намного опаснее. Надо всего лишь сказать себе: «Что бы ни случилось, сегодня я трезв».
В программе «12 шагов» никто не дает клятв: ни на год, ни на два, ни на пять, как это происходит, например, при кодировке. Главное — быть трезвым сегодня. И так день за днем. Многие, будучи трезвы сегодня, остаются трезвыми и 10, и 20 лет, и всю жизнь. Такая методика сохраняет уважение к личности. Ни один из алкоголиков не виноват, что стал алкоголиком. Но он ответственен за свое выздоровление. Да, алкоголизм – это мания, но ответственности за содеянное никто не снимает.
– Могут ли родные или близкие в этой ситуции чем-то помочь? Или влияние со стороны тут бессильно?
– К сожалению, алкоголизм – семейная болезнь. Не потому, что будут пить все. Но вольно или невольно в нее вовлекаются все родственники: жена, дети, мать, отец… Все, так или иначе, участвуют в этой карусели. По этому поводу есть хорошее сравнение: представьте маленькую комнату, а в ней большого мертвого слона. Он дурно пахнет, всем мешает, но вынести, выбросить невозможно – приходится делать вид, что его просто нет. Таких людей называют «созависимые».
Существуют группы как для родственников алкоголиков «Ал-Аннон», так и группы, называемые «Взрослые дети алкоголиков». Известно, что пьянство родителей наносит ребенку травму на всю жизнь. Это «сценарий», который повторяется и повторяется. Существует известный феномен: был у женщины муж-алкоголик, она развелась, и в следующий раз снова выходит за алкоголика. Что это – безумие? Возможно. Личности созависимой надо все время кого-то опекать, контролировать, о ком-то заботиться. Постоянно кого-то увещевать, уговаривать и… сваливать все свои проблемы на болезнь: «Ну, вы знаете, он у меня пьет». Но когда муж перестает пить, она теряет контроль не только над его, но и над своей жизнью. Она же привыкла все контролировать…
– Есть ли все-таки от этой болезни панацея?
– Волшебной палочки, когда взмахнешь – и нет проблемы – не существует. Но любой из предлагаемых методов, который спас хотя бы одного человека, имеет право на жизнь. Даже три года трезвости, радости в семье, финансового благополучия – бесценны. К нам приходили и те, кто прошел кодирование и лечение препаратами, и психотерапию… Программа «12 шагов», конечно, тоже не панацея, но в группе «анонимных алкоголиков» учат главному – жить трезво. Именно этого навыка многим для выздоровления не хватает. Из всего, что предлагается, я категорически отрицаю только колдунов, экстрасенсов и знахарей.
– То есть к колдуну или знахарю пойти легче?
– Больному человеку нужен не процесс, а событие, таблетка счастья. Вот зажгут свечи, скажут заклинание – и станет он другим человеком. Так не бывает. Важен именно процесс, процесс выздоровления. И надо его выстроить. Врачи-наркологи делают все, что могут: выводят больного из состояния запоя, спасают от белой горячки, проводят детоксикацию… Он выходит вновь родившимся и… не знает, как жить. Понять алкоголика может только алкоголик.
– Действительно ли у всех зависимостей – одна природа?
– У нас в мозгу существует центр, который ведает всеми удовольствиями. Он снабжается определенными веществами из класса эндорфинов, по своей структуре аналогичными морфию. И когда появляется заменитель извне, вроде алкоголя или наркотиков, они перестают вырабатываться – а зачем? Подобные механизмы начинают действовать и при других зависимостьях: от еды, от сигарет, от азартных игр. Постепенно «заменитель» выходит на первое место и становится целью всех физических и духовных устремлений человека. Более того, поскольку по своей природе все зависимости однотипны, они любят гулять парами, и одна тащит за собой другую.
– Как все-таки сделать самый первый шаг?
– Прежде всего, надо посмотреть правде в глаза. Признать, что ты – не всесилен. И искать тех, кто сможет тебе помочь. В случае с группой «Анонимные алкоголики» и программой «12 шагов» вы можете задать интересующие вас вопросы по телефонам 40-97-68 или 91-63-16.
P. S. Я разговаривала с теми, кто входит в состав группы «Анонимные алкоголики». Кто не пьет год, два, три… Например, Владимир трезв уже три года. И сам с удивлением говорит, что за это время даже ни разу не подрался, а ведь раньше и недели не проходило без милиции…
Елена не пьет уже больше трех лет, но до сих пор не любит Новый год, он напоминает ей о прошлом. Это сейчас она научилась по-настоящему, без допинга, радоваться жизни, а раньше искренне считала, что это невозможно… Ольга, руководитель группы созависимых, пришла сюда потому, что в семье случилась беда – запил сын…
Они не забыли о прошлом, его не зачеркнешь, не выкинешь просто так в корзинку, но они научились жить по-новому. И в новой, истинной, жизни красок оказалось больше, чем в прежней.
***
фото: Сергей Ионов;в каждом конкретном случае здесь свои вопросы, как на этом буклете;иногда могут эмоционально помочь и старые хорошие плакаты ‘Не пей!