Оценят все: от оружия до иконы
Увеличительное стекло и рулетка – их главные рабочие инструменты. Еще важна внимательность, и чтобы «глаз был опытный, наметанный».
За помощью к государственным экспертам культурных ценностей обращаются коллекционеры и таможенные работники, сотрудники правоохранительных органов и люди, уезжающие навсегда за границу. Нередко бывают ситуации, когда от вердикта эксперта зависит судьба предмета, а то и человека.
Вчера экспертов в Тюмени стало больше на девять человек. В музее-усадьбе Колокольниковых руководитель управления Росохранкультуры по Уральскому федеральному округу Сергей Исачкин вручил удостоверения пятерым работникам Тюменского музейного комплекса и четырем местным коллекционерам. Чтобы обзавестись «корочками», им пришлось пройти две аттестационные комиссии.
– Получить звание эксперта можно только так, – объяснил Сергей Иванович. – Вузы экспертов не готовят.
Для экспертов получение документов, удостоверяющих их компетентность в оценке культурных ценностей – это не только интересное занятие, но и возможность заработать: за оценку (культурную и финансовую) отдельной вещи или коллекции платит ее владелец. А чтобы определить, что перед тобой – просто старинная вещица или настоящая культурная ценность – необходимо обращать внимание абсолютно на все, что с ней связано.
– Мы чаще всего производим экспертизу визуальную, – рассказывает заведующая одним из филиалов музейного комплекса Людмила Овсянкина. – Оснащенных сложной техникой лабораторий у нас нет. Поэтому нужно не только рассмотреть экспонат, потрогать, понюхать, измерить и так далее, но и узнать его легенду. То есть, как следует расспросить ее владельца: как эта вещь попала к нему, кому она до этого принадлежала…
В практике Людмилы Владимировны был случай, когда ей на экспертизу принесли икону XIX века, которая оказалась безусловной культурной ценностью. Ее принесла женщина, дочь которой вышла замуж за иностранца и собралась покинуть Россию. Мать благословила дочь старой иконой, что хранилась у них в доме и считалась семейной реликвией. Однако таможенные работники икону не пропустили, попросили заключение эксперта: не произведение ли искусства вывозится из страны?
– Мы долго думали, что написать в заключении, – вспоминает Людмила Овсянкина. – С одной стороны, это культурная ценность, а с другой – семейная реликвия. В итоге так и написали. Скорее всего, чтобы вывезти ее за границу, пришлось заплатить госпошлину в размере 10 процентов от стоимости вещи. Конечно, для людей уезжающих все эти оценки – лишняя головная боль, но закон есть закон.
Но чаще всего экспертам приходится работать с конфискованными вещами, которые предлагают оценить правоохранительные органы.
Сергей Исачкин рассказал, что сегодня за рубежом очень ценятся «предметы советского искусства», и нужно обращать на них особо пристальное внимание, как и на все вещи, которым больше 50 лет.
Новые эксперты могут работать с живописью и скульптурой, предметами религиозных культов, графикой, керамикой, музыкальными инструментами, предметами военного назначения.
***
фото: руководитель управления Росохранкультуры по УрФО Сергей Исачкин вручает удостоверение эксперта Людмиле Овсянкиной