X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Нефтяной бизнес ответил ФАСу

В начале февраля глава федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что цена на бензин АИ-95 не должна превышать 19 рублей за литр и пообещал наказать виновных «в монопольном сговоре». Нефтяные компании отреагировали на это заявление своеобразно: подняли закупочные цены на сырье для нефтеперерабатывающих заводов на 30, а где-то и на 90 процентов. Заводы, в свою очередь, увеличили оптовые цены на бензин.

В декабре прошлого года ФАС наложила штрафы на ряд крупных нефтяных компаний за нарушение антимонопольного законодательства («ТК» N 217 от 27 ноября 2008 г.). Штрафы исчисляются миллиардами рублей. Но нефтяные компании недаром держат целые штаты юристов — подали протесты в суды. А пока суд да дело, продолжают свою линию.

По данным управления ФАС по Тюменской области, оптовая цена на бензин АИ-80 от «ЛукойлУрал-Нефти» за последние два месяца (с 28 декабря по 22 февраля) увеличилась на 24%. На самый «ходовой» АИ-92 — на 21%. Повысились цены и у других поставщиков.

«Газпромнефть» подняла оптовую цену на 80-й бензин на 23%, а ЗАО «Никифор» — на 28%. Случайно или нет, но повышение не коснулось только «девяносто пятого», о котором говорил глава ФАС Игорь Артемьев. Лишь «Никифор» рискнул поднять оптовые цены на 2%.

Как объяснил начальник отдела контроля за монопольной деятельностью Игорь Веретенников, оптовая цена стала выше по причине роста закупочных цен. Той же «ЛукойлУралНефти» 80-й бензин с завода теперь обходится на 60% дороже, чем в декабре, а 92-й — на 91%. «Газпромнефть» в феврале закупает АИ-80 у своего поставщика на 52% дороже, чем в конце прошлого года, а «Никифор» за бензин той же марки заплатил больше на 29%.

Нужно отметить, что повышение оптовых цен пока не отразилось на карманах тюменских автовладельцев — в розницу бензин продается по декабрьским ценам. На «лукойловских» автозаправках АИ-95 стоит 22,20 копеек, Аи-92 — 18,80, АИ-80 — 16,80, АИ-98 -24,20 и дизтопливо — 20 рублей 40 копеек. Можно было бы радоваться, если, конечно, не знать, что, по данным Росстата, в других регионах России с 29 декабря 2008 г. по 26 января 2009 г.

литр бензина стал дешевле в среднем на 3,1%. Даже нашим северным соседям автомобильное топливо обходится дешевле. В Ханты-Мансийске, на тех же «лукойловских» заправках, 95-й стоит как раз в пределах оговариваемых главой ФАС 19 рублей; а 80-й -меньше 15 руб. Чуть выше цены в Урае, но до тюменских и они не дотягивают: АИ-95 в городе нефтяников продают по 21 рублю за литр, а дизтопливо — по 20 рублей.

По поручению главы ФАС всеми территориальными органам ведется глубокая проверка розничного рынка топлива. В Тюмени, по словам начальника отдела контроля за монопольной деятельностью Игоря Веретенникова, эта работа ведется непрерывно.

Но вот за счет чего так резко «скакнули» закупочные цены? За счет роста курса доллара, к которому прочно привязана наша экономика? Но он подорожал за это время только на 20%, а не на 30 и тем более не на 90%.

— Мы этого не знаем, потому что на юге Тюменской области нет нефтеперерабатывающих заводов, — сказал Игорь Веретенников. — Но мы продолжаем следить за поведением цен, держим ситуацию под контролем, и в случае обнаружения нарушений законодательства ФАС примет необходимые меры.

Удерживать розничные цены на уровне декабря, несмотря на значительный рост оптовых, пока удается. В первую очередь, за счет запасов бензина, приобретенного по старым ценам, а также за счет маржи между оптом и розницей.

Долго ли ситуация останется такой — неизвестно. «Прогнозировать в данном случае — дело неблагодарное», — заметил Игорь Веретенников. Тем более что впереди весенняя страда. В это время всегда отмечается сезонное повышение цен на ГСМ.

Существуют и другие причины, почему в России, одном из основных нефтедобывающих регионов мира, цены на горючее выше, чем в большинстве стран.

В условиях рыночной экономики спрос диктует предложение. Количество автовладельцев в нашей стране с каждым годом увеличивается, а мощности нефтеперерабатывающих заводов не успевают удовлетворять растущий спрос на бензин и дизтопливо. Да и то, что они выпускают, давно не соответствует мировым стандартам. Российские нефтяники вновь оттянули сроки перехода на бензин стандарта «Евро-3», потому что для этого требуется техническое перевооружение большинства заводов, а стоимость оборудования для них исчисляется миллиардами долларов.

Скорее всего, владельцы нефтяных скважин и заводов постараются окупить эти затраты за счет все тех же потребителей бензина. Сможет ли ФАС защитить наши кошельки?

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта