Тюменская городская Дума 100 лет назад Новый чиновник — с разрешения столицы
После февральского перерыва 5 марта 1909 года состоялось очередное, 32-е заседание Тюменской городской Думы.
Заместитель городского головы В.А. Копылов сообщил прежде всего, что 4 февраля после непродолжительной тяжелой болезни «в бозе почил великий князь Владимир Александрович», и предложил почтить память усопшего вставанием. Отдав дань уважения покойному, городская Дума приступила к работе.
Много неотложных вопросов предстояло решить, остановимся на наиболее важных.
Еще в ноябре 1908-го Дума обратилась с ходатайством об увеличении числа членов городской управы до четырех. Управа, кроме городского головы, состояла из трех человек, два из которых (заместитель городского головы и казначей) постоянно должны были находиться в «присутствии» (то есть за своим рабочим столом). Городское хозяйство увеличивалось: одно обеспечение доходности с базарной и ярмарочной площадей требовало постоянного контроля. Необходим был еще один служащий, который взял бы на себя часть обязанностей.
Согласно статье 90 «Городового Положения» число работающих в городских управах не должно было превышать число «три». Дальнейшее же увеличение «персонала» допускалось только с разрешения министра внутренних дел. Через губернатора Д.Ф. фон Гагмана ходатайство было отправлено в столицу, откуда 22 января 1909 года пришло уведомление, что со «стороны Министерства внутренних дел не встречается препятствий к учреждению четвертой должности члена Тюменской городской управы».
Ответ пришел столь быстро, что гласные оказались к нему не готовы. Дума, приняв к сведению сообщение губернатора, но не имея кандидатов на новую должность, постановила: предложить управе внести на следующее очередное собрание Думы свою кандидатуру и определиться с жалованьем для этого чиновника.
Затем гласные вынуждены были вновь вернуться к ходатайству директора Александровского реального училища. В декабре он обратился с просьбой разрешить истратить остаток средств по смете 1908 года в размере 95 рублей 49 копеек на ремонт погреба и забора. Постановлением же городской Думы от 29 декабря было решено зачислить остаток средств, ежегодно ассигнуемых городом на содержание училища, в смету 1909 года. Получив уведомление, директор училища посчитал, что Дума нарушает пункт 3 «Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета от 25 апреля 1878 года, на основании коего остатки, образовавшиеся из сумм, ассигнуемых городом на содержание училища, должны идти на нужды сего учебного заведения».
Тщательно изучив мнение Госсовета, гласные, тем не менее, приняли решение оставить в силе свое постановление от 29 декабря 1908 года.
Заканчивая работу, народные избранники ознакомились с ходатайством тюменского купца В.Л. Жернакова. Он просил разрешить ему внести некоторые изменения в утвержденный план строительства каменного корпуса лавки на городской земле. Купец хотел бы под одной половиной здания устроить подвальное помещение на железных балках со сводами. И, кроме того, выложить с трех сторон торгового дома мостовую из плах. В связи с тем, что эти дополнительные, не предусмотренные договором, работы потребовали более трех тысяч рублей, господин Жернаков просил продлить срок аренды участка городской земли еще на полтора года.
Городская управа прилагала к ходатайству справку, где сообщалось, что по договору купец обязался выстроить на городской земле к 1 июня 1909 года каменный корпус с условием пользоваться им бесплатно в течение семи лет, по 1 июня 1916 года. Учитывая новые предложения Жернакова, управа посчитала возможным согласиться с ними, так как устройство подвального помещения в будущем позволило бы увеличить доходность лавки.
Дума, обсудив предложение Управы, постановила: продлить срок аренды городского участка еще на полтора года, заключить на этот срок дополнительный договор.
Н.Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области