X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Укрощение Центрального

Более чем 30-летняя история рынка «Центральный» делает в этом году новый поворот.

Назначен новый генеральный директор этого муниципального предприятия. Им стал 37-летний Анатолий Копяков, профессиональный юрист, имеющий два образования (средне-техническое и высшее), связанных с отраслью потребительской кооперации.

Наследство ему досталось нелегкое. Скорее, даже тяжелое. Вместе с финансовым гнетом долгов, накопленных предыдущим руководством рынка в течение десяти лет, еще и организационная неразбериха, кумовство, кланы «своих» и «чужих», сформировавшихся за это время. И просто воровство — по мелочи и по-крупному. К тому же, у «Центрального» всегда был особый, бунтарский менталитет, который не замедлил показать свой норов. «Представители заинтересованных сторон» быстро объяснили простым продавцам, торгующим за прилавком, что новое руководство неправо и что предлагаемые им условия — «настоящая кабала для труженика». Правда, они вряд ли рассказывали о реальных цифрах левых доходов, получаемых ими при прежнем директоре. О ложных ведомостях на зарплату грузчиков, за счет которой гасились кредиты, о черных кассах, о двойных чеках и еще о многом другом, что пока еще не всплыло на поверхность.

Выяснить всю правду о деятельности рынка «Центральный» оказалось непросто даже официальным проверкам. Почти год работали инспектора над финансовыми бумагами предприятия, то и дело натыкаясь на всевозможные препятствия. В результате, когда в начале этого года проверяющие выдали свой вердикт об обнаруженных финансовых нарушениях, стало ясно, что руководство предприятия надо срочно менять. Оно давно уже перестало считать себя подотчетным городу и вело бухгалтерию, как хотело.

Удивительно, но такое прибыльное предприятие, как рынок в центре Тюмени, стало убыточным! Расходы на его содержание более чем на миллион рублей превышали доходы. В геометрической прогрессии растут долги за кредит, взятый несколько лет назад из бюджета города. Того и гляди, судебные приставы опишут все движимое и недвижимое имущество…

Единственный выход в такой ситуации — менять всю систему работы, оптимизировать затратную часть и. повышать арендную плату. Последняя мера вызвала особенно бурный протест торгующих. 11 марта часть из них даже устроила на рынке «тихую забастовку». Они не стали размахивать плакатами, а просто не вышли на работу. На день.

Организаторы этой акции давления (в том, что продавцы оказались пешками в руках подстрекателей, можно не сомневаться хотя бы потому, что хозяева торговых мест просто не разрешили бы им по собственной воле не выходить на работу) быстро решили, что долго бастовать не в их финансовых интересах. И уже в четверг все прилавки, как и прежде, были заполнены. Ни одного пустующего места!

Так какие же новшества предложила администрация рынка торгующим? Да, увеличилась арендная плата — до 14 тысяч рублей в месяц. Казалось бы, это немало. Но, по словам Анатолия Канова, начальника управления по потребительскому рынку, арендная плата на «Центральном» не повышалась уже год и при этом была самой низкой в городе. К тому же, вспомним, что на дворе все еще экономический кризис, и стоимость коммунальных услуг, например, в этом году выросла более чем на 20%.

Вместе с тем, надо понять, что до небес повышать арендную плату никому не выгодно. Такая удобная, казалось бы, мера на самом деле имеет только временный эффект. Если цена окажется неподъемной, то арендодатель может потерять всех своих «кормильцев».

Поэтому новое руководство рынка разработало для торгующих систему мер по оптимизации затратной части. Прежде всего, все денежные операции стали «прозрачными». Никаких платежей помимо официальной кассы. Раньше арендная плата только визуально была меньше, на самом деле большую ее часть составляли прямые поборы с арендаторов, и деньги эти шли, естественно, не в городской бюджет.

Взять, например, мясные ряды. В день один продавец реализует в среднем около 150 кг мяса. При этом он платил: разрубщикам по 300 рублей, рубщикам — по 50, грузчикам — дважды по 150, за лабораторные анализы — 260, за холодильник — 100, за большие весы -100, за маленькие — 70 рублей в день. Итого набегало около 1600 рублей затрат. При этом мясо закупалось по цене 135 рублей за килограмм, а продавалось — сами знаете, почем. Таким образом, чистая выручка приближалась к 4 тысячам рублей. Не у каждого из нас есть зарплата в 2 тысячи рублей в день. Так что запас прочности есть, и еще какой!

Кроме того, новая арендная плата на «Центральном» вполне сопоставима с той, что взимается на других рынках, хотя на каждом действует своя схема формирования цены. На «Солнечном» берут, например, по 20 тысяч рублей за место. На «Мальвинке» дешевле, но располагается этот рынок далеко от центра. Кроме того, на «Центральном», в отличие от других рынков, с сегодняшнего дня весы будут выделяться торгующим бесплатно. По более оптимальной схеме организуют и работу 22-х штатных грузчиков.

Скажется ли изменение арендной платы на увеличении стоимости продукции? В управлении по потребительскому рынку считают, что нет. Свое слово скажет конкуренция. Если в магазинах аналогичный товар будет дешевле, то покупатель уйдет с рынка. Отток уже наблюдается, например, у прилавков, где торгуют колбасными изделиями. И хотя эти цены повышают производители, а не продавцы, для кошелька покупателя они становятся все более недоступными.

Беспокоятся о своей судьбе и те, кто торгует на «Центральном» квашеной капустой и другими сельхоз-дарами. Но не из-за повышения арендной платы. Скорее, наоборот. Им единственным ее не повысили. И люди трактуют это не в свою пользу. Вдруг со следующего месяца им просто откажут в торговом месте? Оставят минимум льготных мест. А ведь эти продукты да еще молочные, — порой единственно доступные по цене для социально незащищенных слоев населения!

В общем, рынок «Центральный» оказался в центре рыночных перемен. И в чем-то их, как ни странно, спровоцировал кризис. Настало время считать каждую бюджетную копейку, даже если она рождается в такой стихии, как рынок.

***
фото: Анатолий Канов ведет непростой диалог с продавцами «Центрального»;новый директор рынка Анатолий Копяков

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта