Бюджет суров, но это бюджет
Новые цифры бюджета на этот год наконец-то увидели свет.
Во вторник на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам их представила депутатам директор городского департамента финансов Светлана Черепанова. Конечно, финансовая реальность сейчас мало кого может порадовать, но она – реальность, и приходится принимать ее такой. Доходная часть бюджета сократилась на 14 млрд. 204 млн. рублей, а расходная – на 15 млрд. 349 млн. рублей.
По словам председателя городской Думы Сергея Медведева, Тюмень потеряла 60% из того, что было запланировано в ноябре прошлого года.
Существенное снижение показателей бюджета явилось объективным отражением ситуации – замедления темпов социально-экономического и промышленного развития, уменьшения сумм безвозмездных ассигнований из вышестоящего бюджета и снижения неналоговых и налоговых поступлений. В частности, город лишился подпитки двух своих основных налоговых источников: налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. Потери бюджета от отмены отчислений по этим налогам составят более 10 млрд. рублей. Прибавьте сюда еще изменения на рынке труда: переход предприятий на неполную рабочую неделю, вынужденные отпуска работников без сохранения зарплаты, сокращение рабочих мест, приостановление деятельности некоторых организаций. И получится, что сокращение доходов работающих ударит не только по их карману, но и в целом – по общей казне.
Не удастся в этом году получить большие доходы и от сдачи в аренду муниципального имущества (на этой ниве бюджет лишится еще 59 млн. рублей). И хотя снижение поступлений по остальным налогам будет не столь значительным (по земельному, например, – на 612 млн. рублей), в общей сумме потери оказались весьма ощутимы.
Пришлось провести тотальную перекройку расходов. «Отрезали», прежде всего, то, что не являлось первоочередным и социально ориентированным. Так, расходы на общегосударственные вопросы оптимизированы на 381 млн. рублей. Пересмотрены траты на содержание органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Например, из зарплаты чиновников исключили премии, которые являлись существенной прибавкой к окладу. Также до минимума урезали командировочные, оплату услуг сотовой и стационарной связи, закупку канцелярских и хозяйственных принадлежностей. Почти на 19 млн. рублей уменьшена смета на праздничные и юбилейные мероприятия, еще на 4 млн. – на проведение социологических опросов.
Однако, несмотря на жесткую экономию, как было обещано ранее, максимально сохранены социально ориентированные статьи расходов. К примеру, ТОСы получат 260 млн. рублей. Останутся в бюджете, хоть и в меньшем объеме, суммы для выплаты муниципальных поощрений (около 5 млн. рублей), и предоставления муниципальных грантов (4,5 млн. рублей вместо 15 млн.). Зато поддержка малого и среднего предпринимательства будет даже выше ранее запланированного – на 20 млн. рублей.
Потери в новых финансово-экономических условиях неизбежно понесет и такая статья, как «национальная экономика». В основном ее урежут за счет исключения расходов на строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог (на 12,8 млрд. рублей) и уменьшения вложений в текущее содержание улично-дорожной сети (на 555 миллионов рублей).
Более чем на миллиард похудеет и кошелек жилищно-коммунального хозяйства. Из него изымут часть средств на капитальный ремонт жилищного фонда (677 млн. рублей), на модернизацию инженерных сетей (60 млн.), на благоустройство (170 млн.). В плане капитального ремонта останутся только 24 дома муниципального жилищного фонда и 13 – избравших способ управления. 25 млн. рублей выделят на реконструкцию лифтового хозяйства (этого, конечно, мало – хватит только на замену лифтов в пяти домах), но есть шанс, что сумма в дальнейшем станет больше.
Сохранены в размере 118 млн. рублей и расходы на подготовку к отопительному сезону – кризис кризисом, а зима придет по расписанию.
Сокращение расходов бюджета впервые за последние три года привело к существенному изменению самой его структуры. Как и лет пять назад, чаша весов склонилась в сторону текущих, а не капитальных расходов (на их долю осталось только 18%, а ведь изначально планировалось 62%). В денежном выражении это означает, что капитальные расходы потеряют в своем весе более чем 13,5 млрд. рублей, текущие же – только 1,7 млрд.
Наибольшую часть бюджетного каравая получит такая социально ориентированная отрасль, как образование – 43%. Здравоохранению достанется 4%, социальной политике – 6%.
Но, несмотря на все потери и сложности, удалось избежать худшего. По словам Светланы Черепановой, своевременно проведенный анализ ситуации и предпринятые в декабре-январе меры по оптимизации расходной части позволили городскому бюджету обойтись без внешних заимствований. Более того, с прошлого года на бюджетном счете удалось скопить остаток средств в размере 2,4 млрд. рублей. Часть этих денег направят на субсидии молодым семьям для приобретения жилья (221 млн.), на ремонт объектов социальной сферы (123 млн.), на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья (66 млн.).
Есть и другие обнадеживающие вести. По мере поступления и фактического освоения средств и за счет экономии планируется увеличение отдельных расходов социального назначения (вспоминается старый лозунг про то, что экономика должна быть экономной – И. Г.).
Правда, временное отступление на бюджетном фронте, по мнению депутатов, не означает, что не надо думать о будущем. Владимир Шевчик, например, считает, что для начала надо задуматься над тем, как систематизировать все расходы, выстроить строгую логику бюджетных процессов в новых условиях. И, как бы ни было трудно, считает Дмитрий Еремеев, нельзя отступать от ранее данных горожанам обещаний (например, по газификации).
В конце концов, именно в трудные времена проверяется сила власти и укрепляется или теряется вера в нее населения. Поэтому, если и сдавать позиции под напором объективных условий, то с тем расчетом, чтобы в будущем все наверстать. Так сказать, временное отступление на заранее подготовленный плацдарм.