Тайна героического десанта
События 26-27 марта 1944 года вошли в историю Великой Отечественной войны под названиями «николаевский десант» или «десант Константина Ольшанского».
Это один из трех случаев, когда все участники одного боя получили звание Героя Советского Союза (многие — посмертно). Ранее подобное случалось лишь с 28-ю панфиловцами под Москвой и 25-ю бойцами взвода Петра Широнина, отличившимися в боях на Украине у станции Тарановка в марте 1943 года.
Даже на фоне массового героизма военных лет десант Ольшанского был по-своему уникален.
Добровольцам из 384-го батальона морской пехоты Черноморского флота командование заранее объявило, что вернуться живыми практически невозможно. Задача заключалась в высадке в захваченный немцами город Николаев и отвлечения на себя основных сил врага для успешного наступления частей 28-й армии 3-го Украинского фронта. То есть десант сознательно шел на верную гибель.
Костяк десанта составляли морские пехотинцы — 53 человека под командованием 29-летнего старшего лейтенанта Константина Ольшанского и замполита капитана Алексея Головлева. Лишь в последний момент к ним добавили десять саперов и двух радистов штаба, а также проводника.
Звание Героя Советского Союза по личному приказу Сталина присвоили одним указом от 20 апреля 1945 года всем 68 десантникам. Возникает вопрос. Кто же были последние 13? Ведь поименного списка десанта Ольшанского, по моим сведениям, никогда не существовало. В этом и кроется одна из тайн легендарного десанта.
26 марта 1944-го, высадившись с семи шлюпок в районе морского порта и элеватора, десантники Ольшанского на целые сутки отвлекли на себя силы противника. Они отбили 18 атак, подбили три танка и уничтожили 718 гитлеровцев. Поле уникального боя сняли операторы Центральной студии кинофотохроники, вошедшие в Николаев 28 марта 1944-го вместе с передовыми частями 28-й армии. А потери гитлеровцев подсчитали офицеры политотдела армии.
Удивительно, но факт: после суток непрерывного боя навстречу бойцам передовых подразделений из руин, опаленных огнеметами и разрушенных артиллерийским огнем, вышли шесть чудом уцелевших десантников! Именно они после возвращения из госпиталя и восстановили достоверную картину уникального боя.
Командарм-28 генерал Гречкин, командующий 3-м Украинским фронтом маршал Толбухин и командующий Черноморским флотом адмирал Иванов-Октябрьский не могли выполнить до конца приказ Верховного. Имен и фамилий проводника десанта, радистов и саперов не знал никто!
Тогда маршал, генерал и адмирал приказали дополнить список из 68 человек наиболее достойными бойцами. По ВЧ список отправили в Кремль. Сталин утвердил его, не подозревая о подвохе. Так в стране узнали о новых Героях. Однако только 55 из этого списка действительно бились насмерть в Николаеве…
Судьба уцелевших ольшанцев сложилась по-разному.
Кирилл Бочкович — единственный из участников боя 26-27 марта, не получивший ни одного ранения, — погиб 24 августа 1944 года в боях под Одессой. В том же бою получил смертельное ранение и скончался его боевой товарищ по легендарному десанту Иван Дементьев. Юрий Лисицын, потерявший ступню, демобилизовался и дожил до 1989 года. Ушли из жизни после Победы Алексей Куприянов (в 1957-м), Николай Медведев (в 1985-м), Михаил Хакимов (в 1986-м), Николай Щербаков (в 1987-м) и Николай Гребенюк (в 1995-м).
Лишь в дни празднования 20-летия Победы посмертно получил звание Героя Советского Союза проводник десанта рыбак Андрей Андреев. Число неизвестных сократилось до двенадцати.
Имена еще двух участников десанта в буквальном смысле слова всплыли на поверхность летом 1999-го при весьма интересных обстоятельствах. Тогда в одном из квадратов Черного моря проходили тренировки новобранцев российского отряда космонавтов. Во время одной из «прогулок» по дну водолазы группы обеспечения нашли затонувшее рыбацкое судно, а на его борту — сейф. В нем и обнаружили документы отдела связи 28-й армии.
Специалистам удалось восстановить многое из найденного. В одном из приказов значилось: «откомандировать капитана Монастырских Б.А. и сержанта Самойлова В.С. в распоряжение комбата 384 бмп ЧФ Ф.Е. Котанова для участия в операции. Дата 25 III. 44г.» Эта запись позволяет предположить с точностью до 99 процентов, что именно эти два радиста и ушли вместе с десантниками Ольшанского по Южному Бугу в Николаев.
А в 2005 году стали известны имена двух бойцов из 57-го отдельного инженерно-саперного батальона, сражавшихся и погибших с морскими пехотинцами в том бою. Их смогли найти по остаткам алфавитной книги учета личного состава поисковики из Николаева Иван Кореневский и Юрий Дробыш. Драгоценная находка — часть листа с рукописной записью полковника Сергея Никитина об «откомандировании младшего сержанта Русина Павла Григорьевича, 1922 года рождения, и ефрейтора Чекунова Дмитрия Макаровича, 1905 года рождения, в распоряжение ком-ра 384 ОБМП для десанта в Николаев».
Имена остальных восьми саперов, сражавшихся в составе «николаевского десанта», до сих пор остаются неизвестными.