Возвращение к истокам
Он не учил нот, но владеет игрой на шести десятках народных музыкальных инструментов.
Представляя слушателям высокого, богатырского роста, гостя, руководитель «Клуба молодой семьи» в клубе имени Кижеватова Елена Логунова сказала, что это — человек редкий. Второго такого трудно найти не только в Тюмени (у нас их просто нет), но и на всем Урале. Евгений Бунтов, действительно, уральский самородок. Он не только может заставить звучать практически любой старинный русский народный музыкальный инструмент, он может вернуть его из небытия — отреставрировать и даже сделать сам. Искусству этому он учится по крупицам, ведь многое, к сожалению, утеряно и забыто.
Для Евгения Бунтова каждое прикосновение к старинным гуслям, гудкам или колесной лире -это путешествие в прошлое, в котором музыка как поводырь. Независимо от самого музыканта и исполнителя, она переносит слушателей в мир далеких предков, будоражит историческую и генетическую память. В старинных музыкальных инструментах, на его взгляд, скрыт особый культурный код, подключающий к пространству наших предтеч. Это не просто музыка, это воззвание к потомкам. Поэтому, по словам Евгения, какие бы «сквозняки» современной музыки нас не сдували, мы всегда черпаем вдохновение из своих истоков.
Первые гусли оказались в его доме случайно. Ему принесли их монахи мужского монастыря, расположенного в урочище Ганина Яма, на месте уничтожения останков царской семьи. Инструмент был разбит и расстроен, что, казалось, восстановлению не подлежит. Немало времени ему потребовалось для того, чтобы все его 17 струн зазвучали, как прежде. А когда зазвучали они, зазвенели, то, как Садко, он не на минуту не захотел с ними расставаться. Так начала зарождаться его «Звенящая Русь». Так возник его «родник», к которому он припадает и спасается от жажды. Потом к гуслям добавилась колесная лира, десяток свирелей и других старинных духовых инструментов.
Конечно, степень забытости у каждого из них разная. Если звучание обычной свирели кто-то еще помнит, то, например, зазывный, запевный напев двояночки — сдвоенной свирели — уже мало кто слышал. А ведь свирель и гусли, как сказано в Книге Бытия, были первыми музыкальными инструментами, созданными человеком. Их изобретение приписывается библейскому Иувалу. Так это или нет — неизвестно, других версий не сохранилось. Но, возможно, именно этот первоисточник объясняет то, что музыкальные инструменты разных стран, времен и народов так, по сути, схожи.
Самым необычным экспонатом в его музыкальной коллекции является, безусловно, колесная лира или казачий колесный гудок. Таких инструментов на всю Россию — только два. Его называют еще первой механической скрипкой (он стал известен в XVI-XVII веках, когда казаки начали осваивать Сибирь), только в качестве смычка для трех струн этого инструмента используется «встроенное» колесо (типа шарманки). Особенность инструмента еще и в том, что мелодию играет только одна струна, остальные звучат фоном, как нижние голоса органа. Простота звукоизвлечения (крути ручку и все) позволяла лире звучать часами во время долгих дорожных переходов. Обычно минорное звучание гудка простым поворотом регистров можно было поменять на мажорное. А монотонность звука оживить звоном закрепленных на ремне бубенцов.
С долгой дорогой и подвигами ратными связано многое в истории русских народных инструментов. Музыкальные ритмы играли не последнюю роль в процессе боевой подготовки, для поднятия морального духа войск. Были даже так называемые сорокаверстные песни, которые по несколько часов пелись, не сбивая дружину с единого шага, ритма, экономя, тем самым, силы воинов. Отсюда же, из ратной истории, идет и традиция пения под гусли, и такие выражения, как «сварганить», то есть петь под варган (разновидность щипкового инструмента, созданного кузнецами в IX веке) или «лезть на рожон» (то есть на заточенные против конницы противника колья).
В принципе, на Руси были две основные музыкальные традиции. Одну несли скоморохи, которые веселили народ после тяжелого трудового дня и высмеивали пороки. А другую — калики перехожие, многие из них в прошлом прославились ратными подвигами, но когда не смогли служить отчизне с мечом в руках — взяли гусли и избрали другой путь служения. Таким, например, был Илья Муромец.
Они пели то, что сами пережили, и из этих песен рождались былины и духовные стихи. И эта самодеятельность, самородность всегда была свойственна гуслярам. Они никогда не пели по нотам, они пели сердцем. Может быть, поэтому и сегодня из всех ныне здравствующих российских гусляров нет двух похожих по манере исполнения.
В принципе, музыка у каждого народа в крови. Она рождается из всего, что звучит. Отсюда -различные шумелки и погремушки из кожи и бычьего пузыря, свирели, дудки, гудки, свистульки. Каждая — со своим характером, со своим диапазоном и оттенком звучания, со своим бытовым, ритуальным и сакральным смыслом. В мелодиях старинных русских инструментов современные музыканты находят и джазовое звучание, и блюзовый строй, и фолк-рок. В ней есть все, надо только услышать. Услышать, прежде всего, звучание собственной души и ее созвучие с душой народной.
***
фото: вверху — на народных инструментах может играть каждый;Евгений Бунтов играет на гуслях;внизу — девочка со свистулькой-соловей;… в природе все звучит: и травяная дудка калюка, и даже подкова