Дорог подарок невыпрошенный
В мастерской коррекционного интерната «Горизонт» — все как во всех городских школах. На стене висит инструкция техники безопасности, стоят выкрашенные в зеленый цвет станки.
В зеленый — чтобы дети не забывали о возможной опасности и были внимательны. Режущие инструменты им нужно давать с особой осторожностью: в интернате по специально разработанным программам учатся дети с отклонениями умственного развития. Всего 157 ребятишек, из них шестьдесят — сироты. Живут здесь же, в интернате… Учатся до одиннадцатого класса, а потом поступают, чаще всего, в профессионально-технические училища.
«Уроки технологии, — говорит Фаина Айнутдинова, преподаватель «Горизонта», — помогают развить усидчивость (у детей проблемы со вниманием). А кто-то благодаря им даже выбирает будущую профессию».
«Дорог подарок невыпрошенный», — говорит своим ученикам Айнутдинова. Так она задает настроение урока: мальчишки самостоятельно мастерят что-нибудь из березовых и осиновых дощечек. Кто — разделочную доску, а кто — различных животных. Шестиклассникам почему-то особенно нравятся изображения лошадей. Другие резаком выводят на деревянной поверхности цветочки и листочки. Получается красиво, особенно после того, как обработают шкуркой и покроют лаком. Чем не подарок маме, сестре или подружке?
… В начале каждого урока Фаина Борисовна вместе с учениками повторяет названия инструментов. Выжигатель, резаки различных видов, тяжелый электролобзик — все это понадобится для того, чтобы смастерить достойную поделку, вешалку для одежды или подставку для цветов. Малыши обычно начинают с простого, девятиклассникам же под силу изготовить оконную раму или табурет.
Даже после десяти минут занятий ученикам нужно дать отдохнуть — Фаина Борисовна предлагает им разгадать кроссворд: «Дети, к нам снова пришел Мистер Цифра. Сегодня мы будем отгадывать слова, в которых есть слог «сто». Каждому мальчику, а их шестеро, достается по слову. На этом уроке, например, они узнали, что такое «автостоп».
Некоторые ученики в шестом классе не умеют читать — из-за болезни могут забывать буквы. Но все равно стараются научиться, сами делают специальные деревянные дощечки с буквами — и из них составляют слова.
После короткой передышки можно снова вернуться к занятиям. Паша Сунцов работает со стеклом: «Под стекло я положил рисунок с лошадью, теперь по контуру обведу клеем и насыплю опилок. Получится вот такая лохматая лошадь. А когда клей подсохнет, лишнее стряхну и раскрашу».
По глазам видно, что каждый мальчишка хочет рассказать о своей поделке. И мы разговариваем с каждым. Андрей Парфенов скоро подарит маме разделочную доску в форме рыбки. Виталя Фомин делает набор для кухни из нескольких предметов, кто-то рисует клеем на стекле… У этих детей есть горячее желание сделать не просто хорошо, а красиво и аккуратно. И не для учителя или оценки — для себя.
Фаина Айнутдинова рассказывает:
— Мне работать с такими мальчиками совсем не сложно, я отдыхаю с ними. Да, поначалу коекто мог грубить, иногда забывают, как меня зовут, но ребятишки хорошие. Вообще, у меня два образования: я преподавала историю и технологию. Но после гибели сына в 1996 году (он погиб в армии) историю больше не веду — тяжело. А здесь, в интернате, отдыхаю душой… Понимаете, в умственном развитии мои мальчики могут отставать от сверстников, а руки у них золотые…
Бывает, говорит Фаина Борисовна, что у мальчишек пропадает желание что-то мастерить. Пришел однажды один ученик на урок и отказался заниматься: мол, мама все его поделки продает и покупает себе выпивку. А потом посидел, подумал и сказал: «Ладно, все равно буду мастерить. У меня дома не очень красиво, пусть будет хоть что-нибудь нарядное».
***
фото: Гоша Ерушкин делает подставку под горячее;Паша Сунцов;подставку обязательно нужно зашкурить;каждый увлечен изготовлением своей поделки;Фаина Айнутдинова учит правильно обращаться с токарным станком