Благотворитель из тюменской полиции
Окончание. Начало в N 87.
Исполняя должность исправника полиции, Давыдовский знал, сколь много в городе бездомного народа. Желая улучшить его положение, он весной 1903 г. передал в Думу чек на 20 тысяч рублей, а в сопроводительном письме сообщил, чтобы 12 тысяч город употребил на постройку ночлежного дома, а 8 тысяч положил в банк, чтобы на проценты можно было содержать и ремонтировать дом.
По желанию дарителя строительство начали, не мешкая, и к осени ночлежный дом был готов. Теперь в этом доме (ул. Даудельная, 1) находится медицинское учреждение. Есть на нем и охранная памятная доска, но почему-то указано, что это здание — памятник архитектуры XIX в.
29 марта 1905 г. городская Дума выразила Николаю Ивановичу благодарность за пожертвование 160 квадратных саженей земли для расширения здания женской гимназии и помощь деньгами — 200 рублей, а 5 сентября 1907 г. — за пожертвование 5000 рублей на городскую богадельню.
На том же заседании Думы городской голова А.И. Текутьев сказал, что «от обывателей города он имеет заявление о единодушном желании граждан выразить глубокоуважаемому Николаю Ивановичу Давыдовскому признательность городского управления за его постоянное живое и теплое участие к нуждам города и его обывателей, выражающееся не только постоянным пожертвованием и постройкою для приюта бедняков ночлежного дома, на что Н.И. Давыдовским пожертвовано 20000 рублей, но и постоянными его пожертвованиями на содержание учебных заведений в Тюмени и помощь бедным учащимся, — избранием Н.И. Давыдовского почетным гражданином города».
После речи Текутьева было зачитано заявление самого Давыдовского, где, между прочим, было сказано: «Считая, что заслуги мои перед тюменским обществом пока не настолько значительны, чтобы быть достойным такой высокой награды, я прошу господ гласных Думы вопрос этот в настоящее время оставить без рассмотрения». Далее Николай Иванович поблагодарил инициаторов «награждения столь высокой честью».
Уважив просьбу коллеги, гласные «оставили вопрос открытым».
Это был первый и последний случай в практике Тюменской городской Думы, когда верный кандидат в почетные граждане города отказался от такой высокой чести.
В начале 1908 г. Давыдовский по состоянию здоровья отказался от звания гласного Думы, но оставался членом попечительских советов женской гимназии, родильного дома, попечителем городской богадельни, куда был избран в ноябре 1908 г.
18 марта 1909 г. Николай Иванович умер от воспаления легких. Было ему 70 лет. Похоронили его на Текутьевском кладбище, могила его там затерялась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пока Николай Иванович исполнял свои обязанности на службе и занимался общественной деятельностью в Думе и многочисленных попечительских советах, пивоваренным заводом управляла его жена — энергичная и толковая хозяйка.
Завод работал бесперебойно, выпуская пиво нескольких сортов: Венское, Столовое, Жигулевское, Мюнхенское, Баварское, Пльзенское… В год смерти Н.И. Давыдовского пиво завода его жены и дочери Софьи получило на выставках в Милане и Лондоне Большие золотые медали и особые призы — «Гран-При» и «Большой почетный кубок».
В.Е. Копылов сообщал, что высокое качество пива завода Н.М. Давыдовской обеспечивал знаменитый немец-пивовар Дюмлер, не разглашавший тайны своего мастерства.
С доходов от пивоваренного завода Н.И. Давыдовский и жертвовал десятки тысяч рублей на нужды города, помогал бедным ученикам заплатить за обучение, давал деньги и самим учебным заведениям. В их попечительские советы и назначались Думой специально богатые люди, которые личными средствами могли реально обеспечить ремонты и праздники, одежду и учебники детям из бедных сословий и сиротам.
В «формулярном списке о службе», составленном 31 декабря 1908 г., сказано, что Николай Иванович «родительского имения» не имеет, то есть от родителей недвижимого имущества не получил. «Благоприобретенная» (нажитая им самим) недвижимость состояла из дома двухэтажного каменного (того самого, где теперь находится наркологический диспансер — ул. Володарского, 11), двух двухэтажных полукаменных (то есть первый этаж — каменный, второй — деревянный), двух двухэтажных деревянных, трех одноэтажных деревянных с каменными и деревянными службами. Эти дома, несомненно, сдавались в аренду жильцам и приносили немалый доход.
Здесь же перечислено имущество жены: «родовое» (от родителей) — пивоваренный завод, дом двухэтажный полукаменный, флигель одноэтажный каменный, с каменными и деревянными службами.
Просторно жили Давыдовские в Тюмени. Они имели двух детей: сына Николая (1870 г. р.) и дочь Софью (1877 г. р.). Сын умер в возрасте 30 лет, а дочь продолжила дело матери и выпускала пиво с надписью на этикетке «Пивоваренный завод Н.М. Давыдовской преемницы».
Завод национализировали большевики в 1919 г., позднее назвали его «НЭП-1» (новая экономическая политика, объявленная в 1921 г.), и он варил пиво для тюменцев на старом месте в начале современной ул. Циолковского.
В 1942 г. производство перевели в Заречье на ул. Береговую, 19, где завод успешно работал до 1999 г., а потом обанкротился. Оборудование продали на вывоз.
Так закончилась старинная история исконно тюменского пива…
Дом N 11 на ул. Володарского — остаток большой усадьбы, занимавшей чуть не весь квартал. Дом построен в 70-е гг. XIX в., куплен Н.И. Давыдовским в 1885 г. К нему в разное время делались пристройки. Сохранился хозяйственный корпус — двухэтажное здание. С начала XX в. в доме жил зять Давыдовского — врач Васильев. Здание считается памятником архитектуры второй половины XIX в.
О судьбе потомков Николая Ивановича Давыдовского мне пока ничего не известно.
P.S. В найденных в архиве двух формулярных списках Н.И. Давыдовского нет указаний, что после появления его в Тюмени в должности заместителя исправника он когда-либо был произведен в исправники. Однако я полагаю, что когда Н.И. в 1877 г. произвели в надворные советники (а это соответствовало званию подполковника сухопутных войск), он уже мог быть полноценным исправником. Чины статского советника со старшинством и действительного статского советника уже приравнивались к званию полковника и генерал-майора. Это, я полагаю, дает основания считать Н.И. Давыдовского исправником Тюменского окружного полицейского управления.
***
фото: ночлежный дом, позднее – приемный покой 3-й горбольницы ждет реставрации;так выглядела улица Циолковского, когда здесь стоял знаменитый пивзавод госпожи Давыдовской;Текутьевское кладбище – где-то здесь затерялась могила Николая Ивановича;в здании городской Думы 26 лет заседал гласный Н.И. Давыдовский