Суд как школа жизни
Стоит ли оценивать роль судебной системы в нашей жизни только по тому, сколько журналистов пришло на пресс-конференцию председателя облсуда? Наверное, нет. Скорее, это оценка самих журналистов.
Кто сегодня готов «отбыть» не на скамье подсудимых, а хотя бы в зале заседаний целый процесс — от «Встать, суд идет!» до чтения обвинительного приговора? Мало кто способен на такой подвиг. Журналисты и их редакторы довольствуются коротенькими пресс-релизами. Пишут о свершенных преступлениях и правонарушениях, а на исследование человеческой трагедии, где все — жертвы, и пострадавшие, и преступники, — сил не хватает.
Так что ни «Преступления и наказания», ни «Воскресения» из-под наших бойких и торопливых перьев не выйдет.
Анатолий Сушинских, председатель областного суда, и Валерий Синько, председатель Ленинского райсуда и глава областного совета судей, рассказывали (конечно, в скупых юридических формулировках — непосвященных на «кухню» не пускают, хорошо хоть полусловом обозначают само наличие этой «кухни») о продолжающемся реформировании российской судебной системы. А слушали их всего восемь корреспондентов.
Оказывается, уже обсуждается новый проект федерального конституционного закона о судоустройстве.
Оказывается, обсуждается законопроект, который позволит, если должник не возражает, без суда решать вопрос о взимании штрафов и пени. (Таких, «копеечных дел», как сказал Анатолий Сушинских, в прошлом году суды рассмотрели свыше трех миллионов). Законопроект не только обсуждается, но имеет и сторонников, и противников…
Оказывается, готовится проект закона, по которому государство возместит гражданам вред, который им нанесло затягивание сроков процесса и сроков исполнения судебных решений…
До сих пор добиться возмещения такого вреда гражданин России может только через Eвропейский суд. Обращение туда, по слова председателя областного суда, «приобретает массовый характер». Кстати, Тюменская область в Eвропейском суде фигурировала дважды. Одно из обращений — от группы граждан, которые несколько лет назад пикетировали кооперативный техникум, протестуя против своего руководства.
Словом, там, в залах заседаний судов, происходят разные события, о которых знают только те, кого это лично касается. Хотя страна когда-то зачитывалась судебными репортажами Владимира Гиляровского, Анатолий Аграновского, Аркадия Ваксберга, Ольги Чечеткиной и других. Это тоже была школа жизни, школа воспитания.
***
фото: Анатолий Сушинских