Закон принят. Но многие против
Общество уже не сможет повлиять на принятие закона, ограничивающего пребывание детей на улице поздно вечером и ночью. Закон одобрен Тюменской областной Думой в «повторном первом чтении».
Государственная машина работает: федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» разрешает регионам принимать собственные законы и запрещать подросткам, не достигшим 18 лет, находиться ночью в пивных, ресторанах и барах, а также в магазинах с товарами сексуального характера. Ночное время зимой — с 22.00 до 6.00 по местному времени. А летом, согласно тексту законопроекта, ночь начинается после одиннадцати вечера…
Теперь у депутатов Тюменской областной Думы есть время — до следующего заседания Думы в июне, чтобы внести в свой документ поправки. Сейчас законопроект направили губернатору региона, в органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в областную прокуратуру — для внесения замечаний и предложений.
Оказалось, что у общественности тоже много замечаний и предложений. Во вторник состоялось заседание парламентского пресс-клуба, на котором журналисты и представители молодежи получили возможность высказать свое мнение о законе. И, несмотря на то, что закон принят Думой в первом чтении, значительная часть разговора была посвящена вопросу: стоило ли вообще документ принимать?
Андрей Кутузов, молодой преподаватель Тюменского госуниверситета, — один из организаторов недавних пикетов у здания областного парламента. Участники пикета выступили против «введения ограничений без предварительного обсуждения с гражданами». На заседании прессклуба Андрей отметил:
— Любой запрет должен быть обоснован. Eсли вы говорите о том, что закон поможет предотвратить распространение преступности, то приведите цифры официальной статистики! Насколько мне известно, уровень подростковой преступности снижается и без введения «комендантского часа». Вообще, корни преступности лежат в социально-экономических причинах, в расслоении общества. Пока мы с этими вещами не начали разбираться, преступность, в том числе и подростковая, будет существовать. Комендантский час, в лучшем случае, только вытеснит ее в подъезды, квартиры.
Владимир Столяров, председатель думского комитета по социальной политике, ответил столь же заинтересованно:
— Снижение преступности на один-два процента — это, к сожалению, немного. В нашей области в прошлом году зарегистрировано 1357 преступлений, в которых участвовали подростки. А в целом по стране несовершеннолетние совершили более ста тысяч преступлений. Разве эти цифры не должны настораживать? Даже одна детская жизнь — это ценность и для родителей, и для общества. Поэтому мы хотим, чтобы молодые люди не попадали в криминальную среду, не ломали свою судьбу, хотим, чтобы их не убивали и не калечили… Кстати, Интернет-опрос в Тобольске показал, что 81% респондентов поддерживает нашу инициативу.
Тем не менее, не все депутаты областной Думы безоговорочно поддерживают законопроект. Eвгений Харланов, заместитель председателя комитета по социальной политике, выступает за снижение возрастной планки до шестнадцати лет:
— В нашей стране жениться можно с четырнадцати лет, а гулять допоздна мы разрешим лишь с восемнадцати? К тому же, мы держим молодого человека под присмотром родителей, а назавтра после дня совершеннолетия готовы доверить призывнику автомат?! Нельзя забывать, что в вузах учится множество иногородних студентов, и им по шестнадцать-семнадцать лет! Они самостоятельные люди, они живут отдельно от родителей… Я голосовал за принятие закона, но предлагаю пересмотреть некоторые его положения.
Вице-президент пресс-клуба, журналист Анатолий Мокроусов напомнил спорящим о том, что закон уже принят. Поэтому целесообразнее было бы обсудить его воплощение в жизнь. Ольга Ожгибесова, главный редактор журнала «Штрих-код», возмутилась:
— Скажите, как будет исполняться закон? Облавы будем устраивать во всех городских районах? Я не доверяю нашей милиции, и милиция не должна задерживать наших детей на улицах, не должна видеть во всех несовершеннолетних потенциальных преступников, понимаете?
Анна Кириллова, специалист ГУВД Тюменской области, ответила:
— Облав устраивать мы не будем; проведем специальные рейды с предварительным инструктажем…
У меня создалось впечатление, что депутаты никак не могут договориться с журналистами и с подростками, не могут убедить их в необходимости и правомерности закона. Конечно, иногда у подростков не хватает жизненного опыта и мудрости, чтобы обезопасить свою жизнь. Для этого взрослые и создают закон — чтобы направлять и защищать. Но как много еще неясностей, как многое еще предстоит обсудить! Кто будет следить за реализацией закона? Кто гарантирует, что подростки не найдут темных уголков, куда милиции и в голову не придет заглянуть?
… Очередное заседание комитета по социальной политике назначено на 10 июня. Депутаты обсудят возникшие вопросы — и решат, стоит ли выносить законопроект на июньское заседание Думы? Может быть, стоит провести в сентябре третье чтение. У тюменцев и депутатов будет время — целых три месяца — чтобы обдумать все как следует…
***
фото: летняя картинка – стайка мальчишек