Пятнадцать депутатских лет
Коновалов в городской Думе — личность почти легендарная. Он прошел с Думой с самого начала — с момента ее создания в 1994 году до сегодняшнего дня.
И если у кого и спрашивать о том, как прожила Дума все эти 15 лет, как стать депутатом, как быть им — так это у Юрия Ивановича, депутата по избирательному округу N 9, председателя постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам.
— Юрий Иванович, много лет вы посвятили милиции. Путь в депутаты был логическим продолжением прежней работы?
— Первый раз я избирался — еще в Ленинский районный совет — в 1986 году, будучи начальником Ленинского РОВД. Моим личным выбором это не назовешь — то было депутатство по должности. Другое дело — 1994 год, первые выборы в Тюменскую городскую Думу. Правда, инициатором моего выдвижения стала инициативная группа коллектива УВД: меня убедили, что в новой городской власти обязан быть представитель УВД.
Эти первые выборы в демократической России оказались сложнее, чем во времена совета народных депутатов. Были даже попытки не допустить меня в Думу. Уже в день выборов мне сказали, что на избирательном участке моей фамилии нет в списках, голосование идет за кандидатов из другого округа. Я сразу обратился к Степану Киричуку, тогда мэру города… Ситуацию быстро исправили, но несколько часов голосования было потеряно. Тогда я понял, что ни звезды, ни звания ничего не гарантируют и ни от чего не защищают. Но в результате я победил. И стал одним из четырех депутатов, избранных в первом туре. Для выбора остальных пришлось проводить дополнительное голосование.
— Как вы убеждали голосовать именно за вас?
— Наиболее актуальными оказались вопросы, касающиеся сферы ЖКХ: ремонт домов, благоустройство. Но бюджет города был невелик. Я не обещал райской жизни, поскольку хорошо знал обстановку. Обещал то, что было посильно выполнить.
— Между советом народных депутатов и городской Думой — пропасть или прослеживается какая-то взаимосвязь?
— Во-первых, масштабы разные: районный совет и городская Дума. Хотя в совете было столько депутатов, что вместе они не вмещались в большой зал Ленинской администрации. Зато практика работы была какая-то невнятная. Что делали эти комиссии, что решали? Собирались в какой-то школе, говорили общие фразы и не принимали никаких конкретных решений… Говорильня и больше ничего.
Дума новой формации оказалась совсем другая. Она могла не только предлагать, но и контролировать. Ведь главная функция представительной власти — осуществлять контроль от имени жителей. Они депутатов выдвигают и хотят знать: куда и сколько денег исполнительная власть направляет. Идея контроля всегда была и будет главной на всех выборах. От власти люди ждут реальных шагов по улучшению своей жизни. И обманывать ожидания людей — недостойно. Хотя всегда были депутаты, которые заскакивали в Думу «на час», на один созыв, ничего не делали, на комиссии не ходили, мы и голоса их не слышали… Они даже на 15летнем юбилее Думы не появились.
— Вы избраны по округу пятый раз. В чем секрет постоянства и почему оно в депутатском корпусе — редкость?
— Я не задавался этим вопросом. У меня не было задачи — пять раз победить, четыре или три. Или, как сказал на юбилее Степан Киричук, оставаться депутатом пожизненно. Но секретов не таю. Честно скажу: первый раз избираться трудно, второй раз тоже трудно, третий — очень трудно, четвертый — что-то из серии супервозможностей, а пятый… и сам не верю, что это получилось.
Думаю, что залог успеха в том, чтобы избираться в округе, где живешь. Ты все время рядом с людьми, которые тебя избирают, в таком же доме, и все проблемы их хорошо знаешь. Периодическое отсутствие горячей или холодной воды, неработающий лифт, опрессовки, протекание крыши…
Все это я сам на себе испытал. Личные ощущения ничем не заменишь. Намного труднее работать в Думе, проживая где-то за городом. В этом году, например, впервые с 1992 года вывесили объявления о графике опрессовок. Впервые пошли навстречу людям, предупредили их заранее. И, как и все жители дома, я благодарен тем, кто воплотил эту идею в жизнь. Сколько лет мы говорили: «Это страшное слово — опрессовка!» Летом, в дачный сезон, по два месяца без горячей воды. Замучаешься кипятильником греть. Разве можно ситуацию принимать так близко, если жить изолированно, в коттедже?
— Говорят, самое сложное — начинать с нуля. Как в 1994 году шла работа над основополагающими документами? Почему тюменские депутаты решили принять Устав города? Ведь не все Думы российских городов на это пошли…
— Эта инициатива была общая: администрации и Думы. Отношения между нами сложились конструктивные. Никто никого по рангам не мерил: кто выше — Дума или администрация. Первый созыв был отражением очень честного взаимодействия. Дума сама по себе не смогла бы разработать Устав, это делала рабочая группа из депутатов, представителей администрации, ученых. Университетские умы (например, Геннадий Чеботарев, который еще не был ректором) очень много вложили в этот документ. Конечно, первый вариант Устава не был подробным, но все он впитал в себя все необходимые законодательные основы. Он, действительно, стал местной конституцией, с которой мог ознакомиться каждый горожанин.
Обсуждения каждой главы шло непросто. Каждый депутат, по мере возможности, вносил свой вклад. Но «первую скрипку», безусловно, играла Людмила Геннадьевна Рябкова (депутат первого и четвертого созывов). Она вкладывала в Устав очень много сил, несмотря на огромную загруженность в школе. Спасибо надо сказать и аппарату администрации, ведь в аппарате Думы числился только один юрист — Фаиль Галеевич Валеев (тогда он один занимался всеми вопросами, и, как ни странно, все успевал).
— Думы прошлых созывов работали в более узком составе. Почему число депутатов за 15 лет увеличилось кратно. Город вырос?
— Изменилось законодательство. Хотя не знаю, чем руководствовались депутаты Государственной Думы, утверждавшие федеральный закон N 131 «Об основных принципах местного самоуправления». Они решили, что в городах с населением свыше 500 тысяч должно быть не менее 35 депутатов. Но город Тюмень избрал не 50, не 40, не 45 — 35-ю вполне справляется. Хотя, на мой взгляд, оптимальное число депутатов было в прошлом созыве — 16. Мы все успевали: и принимать, и обсуждать, и ездить на объекты, и участвовать в Дне депутата. Такой состав был наиболее работоспособный и, на мой взгляд, ответственный. Хотя и округа были больше. Раньше, например, у меня было три школы, сейчас осталась одна, и домов в три раза меньше.
Сейчас депутатам намного легче. Условия пятому созыву созданы, можно сказать, тепличные. У каждого, например, есть общественная приемная, а в первом созыве она была только у меня. Тогда я убедил Степана Михайловича Киричука, что общественная приемная обязательна в округе. На прием в школу жители не ходили, других мест не было. И мне повезло, что освободилось помещение в 30 квадратных метров, которое с 1997 года и стало моей общественной приемной. Eе знает полгорода, сюда едут даже из Ленинского округа… Наверно, это будет особым достижением городской Думы пятого созыва — организация общественных приемных во всех округах. Это усиливает связь депутатов с избирателями.
— В третьем-четвертом созывах, когда не было большого зала администрации, на заседаниях Думы депутаты и представители исполнительной власти сидели лицом к лицу, и, бывало, споры по вопросам шли ожесточенные. Проблем было больше или люди непримиримее?
— Раньше была такая схема работы: депутаты на комиссиях вопросы обсуждали подробно, но и на заседаниях Думы не молчали. Можно было, не приходя на комиссию, интересующий тебя вопрос задать на Думе. И депутаты, входящие в состав одной комиссии, могли прийти на заседание другой.
Сейчас же некоторые депутаты, мне кажется, еще не поняли вкуса новой работы. Они и на свои-то комиссии ходят не всегда, не то что на «чужие». Например, в этом году на обсуждении бюджета не было почти никого из депутатов других комиссий (только Альбина Селезнева не осталась равнодушной), не было обсуждения этого вопроса и на заседании Думы. И система совместного обсуждения, которая в прошлых созывах была нормой, никак не может прижиться.
Наша задача — переломить такой настрой. Ведь чтобы стать настоящим депутатом, надо участвовать в обсуждении как можно большего количества вопросов. Ссылки на то, что нет времени, что не успевают — несостоятельны. Каждый, кто шел на эту работу, должен знать, что она будет отнимать время. И немалое. Я был и начальником городского УВД, и начальником РУБОПа, и, поверьте, знаю, что такое занятость. Но я всегда приезжал на заседания комиссий. Это тяжело. Но если взялся — надо работать.
— Говорят, что один в поле не воин. А вы, на мой взгляд, очень часто воюете в одиночку. Депутат — борец за истину или всетаки сторонник компромиссов?
— Чтобы работать депутатом, надо всегда становиться на место тех, кто к тебе обращается. Может быть, это милицейская закалка во мне говорит. Хорошо помню то время, когда работал «опером». Eсли сам выезжаешь на место, видишь горе и слезы людей, это дает дополнительные силы, укрепляет желание найти тех, кто все это натворил.
С той поры у меня — обостренное восприятие людских проблем. Поэтому стараюсь добиваться решения любыми методами. Уверен, что человек, который страдает, — прав, и ему надо помочь. Приходиться порой и ругаться, и напоминать о невыполненных обещаниях. Бывает, палки вставляют в колеса… Но когда прочувствуешь эту боль, легче бороться. Особенно в тех случаях, когда поступают коллективные обращения. К таким письмам надо относиться с величайшей ответственностью.
Вот такое обостренное чувство ответственности было и у Владимира Якушева, когда он стал мэром города. В тот год на моем округе удалось сделать столько, сколько за все годы вместе взятые. Он многие вопросы решал моментально, сам выезжал на округ и сразу же раздавал подчиненным задания. Он сумел направить деньги в город, мобилизовать поступление средств в городскую казну как казну столицы всего региона.
Тот 2005 год был для меня, для моего округа, да и для всей Тюмени, особенным.
— За 15 лет вы успели поработать с многими людьми. С кем из депутатов прошлых созывов вам было интересно работать? Кому вы благодарны?
— Думаю, прежде всего, это Александр Кореляков и Борис Григорьев. Александр Васильевич по натуре такой же не любитель стесняться, прямой человек. Он никогда никого не боялся. И я учился у него этой открытости. На заседаниях комиссии или Думы он мог любому открыто сказать в глаза все, что думает. Думаю, эта позиция очень правильная. Уникальная личность и Борис Викторович Григорьев. Он намного старше меня, и у него можно поучиться мудрости, умению разбираться в людях и ситуациях. Он тоже мог высказать свое мнение по любой проблеме, даже если оно отличное от других. И до сих эти люди остались в восприятии многих горожан настоящими депутатами.
— Вы, по сути, явились очевидцем достижений всех пяти созывов. Что из сделанного хотелось бы особо отметить?
— Функции и задачи, которые возложены на городскую Думу, не всегда позволяют в полной мере решать те задачи, которых жители от нее ожидают. Но для меня особо запомнилось решение, которое было принято еще в первом составе, — о предоставлении бесплатного проезда на транспорте пенсионерам по возрасту. Они не имели никаких других льгот. И одним из первых решений Думы мы установили им бесплатный проезд в городском транспорте. А затем — льготы для школьников и, позже, для студентов. Хотя приходили в Думу разные «горячие головы» и предлагали убрать эти льготы. Чуть ли не в каждом созыве приходилась такие порывы охлаждать.
Считаю, что это правило должно действовать до тех пор, пока пенсионная система у нас не станет совершенной. Тогда это решение было принято единогласно, и я горжусь этим.
Конечно, много было и других юридически важных документов — тот же Устав города или Генеральный план. Но для большинства горожан они мало понятны. Специфика работы представительного органа власти, к сожалению, не всегда направлена на яркие социальные решения. Здесь много будничной работы.
Пожалуй, можно еще отметить и решение N 308, принятое в четвертом созыве — о выделении материальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Тысячи горожан сейчас благодарны городской власти за эти своевременно выделенные им средства.
Впрочем, сделать еще предстоит еще много. Например, разобраться с системой устройства детей в детские садики. Семь тысяч малышей, стоящих в очереди? Реальные цифры значительно выше. А в детских садиках появились какие-то «книги учета будущих воспитанников». Как они ведутся, кто их заполнение контролирует?
Актуальна и поддержка малого и среднего предпринимательства. Это приоритетное направление в экономике города. Поэтому в Думе, считаю, надо создать постоянную комиссию по развитию малого и среднего предпринимательства. Сейчас часть этих вопросов рассматривается в комиссиях по социальной и экономической политике, часть прихватывает бюджетная. Но было бы правильно, не увеличивая штаты, создать отдельную комиссию. И есть депутаты, которые хотели бы и могли в ней работать: Шевчик, Пискайкин, Роженцев… Этот список можно продолжать, в этом созыве как никогда много представителей бизнеса. Такая комиссия шла бы в ногу со временем…
До сих пор у меня болит душа и за городское УВД. Недавно его создали вновь. В четвертый раз. Eсли бы оно работало с 80-х годов, успело бы накопить огромнейший опыт, воспитало кадры. Истина восторжествовала. Теперь в городе будет кому наводить порядок и с кого за этот порядок спросить.
— Так все-таки депутат должен, прежде всего, думать о людях или о законах?
— О людях. И о законах ради людей.
***
фото: депутат Юрий Коновалов; идет очередное заседание городской Думы