ЕГЭ как вспаханное поле
В этом году Тюмень сдала ЕГЭ лучше, чем в среднем по области, и даже лучше, чем в среднем по России.
Как же нам это удалось? В чем были особенности проведения единого государственного экзамена в этом году? Об этом рассказал директор городского департамента по образованию Павел Креков.
— Сдача единого государственного экзамена в этом году значительно отличалась от того, что происходило в прошлом. Никакой речи об эксперименте уже не было в принципе, да и условия сдачи стали достаточно жесткими. Теперь для получения аттестата об образовании необходимо сдать два обязательных предмета — русский язык и математику. Раньше к «двоечникам» относились более терпимо, и аттестат о среднем образовании они получали и с «неудом».
Кроме того, двух обязательных тестов в этом году оказалось недостаточно для того, чтобы продолжать образование в вузе. Надо было хорошо сдать еще и дополнительные предметы, которые выпускники выбирали в зависимости от вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.
В целом, в этом году число ребят, выбравших предметы кроме обязательных, значительно возросло. Соответственно, более заметны стали и проблемы, связанные с преподаванием «неосновных» школьных предметов. В ближайшие годы придется уделять больше внимания качеству подготовки и сдачи профильных предметов. Не хочу сказать, что поле совсем не паханное, но оно, однозначно, нуждается в более серьезной и глубокой проработке, чем ранее.
— Павел Владимирович, какие предметы, кроме русского языка и математики, выпускники в этом году выбирали чаще?
— Раньше, как правило, «зашкаливало» естествознание — тот предмет, который почти повсеместно принимался как вступительное испытание при поступлении в вуз. В этом году ситуация поменялась. Хотя, если устраивать рейтинги выбора, на первом месте останется обществознание, его сдавали 1575 учащихся. На втором месте физика, ее предпочли 742 ученика, что достаточно много. И впервые в этом году появились те, кто выбрал литературу, их оказалось 118 человек. Такого раньше никогда не было.
Техническое перепрофилирование выпускников связано, прежде всего, с тем, что изменились условия приема в вузы. Физику стали принимать там, где ее раньше в перечне вступительных экзаменов не было. Например, она вошла в зачетный список по многим факультетам ТГНГУ.
Далее — в этом году впервые появилась тенденция предпочтения технических специальностей гуманитарным. Хотя увеличение числа «технарей» еще не революционно, но за физикой уже подтянулась биология — ее сдавали 380 человек. Такого тоже прежде не было. Поэтому предметы по выбору сегодня по своей важности вполне конкурируют с обязательными. И чтобы ребенка качественно подготовить к сдаче ЕГЭ, надо начинать заниматься целенаправленно и осознанно уже с сентября.
— По количеству сдающих ЕГЭ ситуация понятна, а по качеству?
— В этом году мы лучше сдали, например, химию и английский. Если в прошлом «двойки» по химии составляли чуть более 5%, то в этом — 4%. А по английскому языку у нас вообще не стало ни одного неуспевающего.
Существенный качественный рост по сравнению с прошлым годом заметен и в обязательных предметах — даже если в качестве основного параметра для оценки качества сдачи ЕГЭ взять число учащихся, не перешагнувших так называемый «минимальный процент баллов». Например, по русскому языку в прошлом году процент «двоечников» был чуть больше 2%, в этом — 0,17% учащихся не выполнили государственный стандарт. Это существенный рост качества. То же и по математике: было около 5%, в этом — менее одного, или, точнее, 0,8%.
При этом надо учитывать, что общее число сдававших существенно сократилось. Это связано с тем, что уменьшилось количество выпускников: если в 2008-м их было 3978, то нынче — 2357.
Просто школу заканчивают те дети, которые родились в период спада рождаемости (так называемой «демографической ямы»). Сейчас, когда рождаемость на подъеме, первоклассников в школах больше, чем выпускников.
— Что принципиально удалось сделать, чтобы так изменить ситуацию?
— На мой взгляд, сработал, прежде всего, психологический фактор. Его обязательно надо учитывать. То есть к ЕГЭ стали привыкать. К психологическим моментам можно отнести и то, что с самого начала достаточно жестко было заявлено: если ученик не сдает ЕГЭ по обязательным предметам, то, согласно новым правилам, он не получает аттестатта, только справку. Прежде такого режима не было. Кроме того, сработало еще и повышение качества подготовки учеников, отбора учителей-предметников и их работы. Может, конечно, и с выпуском в этом году повезло. Учителя, как обычно, говорят, что такого выпуска никогда раньше не было.
— Есть ли в этом году какие-то «провальные» школы? И изменилась ли ситуация среди лидеров?
— Особо «провальных» нет. Есть лидеры, и есть отстающие. Но вперед стали вырываться не только лицеи и гимназии. Новшеством этого года стало то, что максимальное количество баллов набрали учащиеся самых обычных школ. Например, Глеб Максимов из школы N 6 получил 99 баллов по информатике. Такой же результат показал и выпускник 99-й школы. Высокие, близкие к 100-бальным результаты показали учащиеся школ N 8 и N 43. Например, ученик 8-й лучше всех в городе сдал обществознание.
К достижениям можно отнести и то, что в этом году у нас пять учащихся получили 100 баллов. Три из них — учащиеся гимназии ТГУ, что только подтверждает качество преподавания в этом учебном заведении.
И многолетние лидеры — лицеи и гимназии — своих позиций не сдают. Но в этом году в первую очередь хочется отметить успехи гимназий Тюменского университета, N 83, N 1, N 21 и гимназии российской культуры. Они и в прошлые годы успешно сдавали единый государственный экзамен. Кроме того, в число лидеров вошли такие обычные школы, как N 22, N 89, N 3, N 88, N 92, N 8, N 6, N 5.
— Можно ли предсказать, какими будут результаты ЕГЭ на будущий год?
— Предсказать трудно, но планировать необходимо. В последние годы в городе отмечается неуклонный качественный рост результатов ЕГЭ, но всегда есть, к чему стремиться. И, в первую очередь, к тому, чтобы ликвидировать «двойки». Эта и есть наша цель. И применительно к предметам обязательным, и к предметам по выбору.
Технология сдачи ЕГЭ уже достаточно отработана, существуют предварительные этапы, которые позволяют заранее выявить слабые места и поработать с отдельными детьми. Так что будем совершенствоваться.
***
фото: